Спортивные квадроциклы

Они более лёгкие, обычно вес не превышает 300 кг, с большим объёмом движка, в среднем — 800 кубиков. На таких машинах можно развить скорость до 150 км/ч. Коробка передач обычно ручная, а привод только на два колеса (у утилитарных и туристических мотовездеходов чаще всего на все четыре).

Кроме этого выделяются и отдельные подвиды, такие как именно туристические. Принципиально ничем не отличающиеся от утилитарных, но оснащаются колёсами с шинами, которые способны проехать и по песку и по камням, полным приводом и раздаткой с понижающей передачей. Часто они делаются с удлинённой базой, что даёт возможность передвигаться вдвоём. Конечно, не каждый двухместный квадроциклименно туристический, но каждый пригоден для длительных походов на природе и способен преодолевать определённые препятствия.

Существуют и детские, ориентированные на езду детей от 8 до 15 лет. Это маленькие мотовездеходы с двигателем не превышающим 50 кубов. Что для взрослого пустяк, то может вызвать бурю восторга у ребёнка.

Традиционно самым надёжными и престижным считается квадроцикл Polaris. Дело в том, что эта компания и создала рынок минивездеходов. К какому бы классу не относился квадроцикл выпущенный под этим брендом он будет полностью отвечать своему назначению, сможет длительное время обходиться без ремонта и не подведёт в трудных ситуациях.

Приобрести даже самый брендовый квадроцикл в наши дни не так уж и сложно, даже если в городе потенциального покупателя нет автосалона или авторынка. На выручку приходит Интернет. Десятки интернет-магазинов мото- и автотехники предлагают продукцию лучших производителей. Многие из них являются электронными представительствами региональных розничных сетей. Так для жителей северо-запада РФ подойдёт магазин Torresmoto.Ru, а для сибиряков какой-то другой.

Чем бы не являлся квадроцикл — мототехникой поставленной на четыре колеса, или микровездеходом, без сомнения, он доставит массу удовольствий и даст свои преимущества и труженикам села и любителям острых ощущений.

  • Мото

Сейчас читают:Автомобильный кондиционер и ег…

Кондиционер в машине это очень приятное дополнение к хорошему и…

Новый Fiat 500X – внешность…

Совсем недавно стал известен внешний вид нового кроссовера от Fiat….

Установка компрессора на ВАЗ…

Не удивительно, что у владельцев машин BAЗ возникает потребность в…

>4 колесный мотоцикл как называется

Все четыре колеса… мотоцикла

История возникновения и описание квадроцикла (четырехколесного мотоцикла) Несколько лет назад спортивные и специальные журналы запестрели снимками необычных машин — четырехколесных мотоциклов. Буквально на глазах возникло новое транспортное средство. Однако давняя истина гласит, что все новое — это только хорошо забытое старое. Хагенлогер в США в 1896 году, Жорж Бутон и Альбер де Дион во Франции в 1900-м, Хора в Австро-Венгрии в 1902-м изготовляли легкие транспортные средства с четырьмя велосипедными колесами, велосипедной посадкой водителя и маленьким мотором. По всем этим данным их вполне можно отнести к категории четырехколесных мотоциклов. Даже первый мотоцикл конструкции Готлиба Даймлера, и тот имел два дополнительных поддерживающих колесика. Трехколесные мотоциклетки, называемые трициклами, также были широко распространены, они были излюбленным средством моторизованных спортсменов. На подобный трицикл можно посмотреть в автомобильном отделе Политехнического музея Москвы. Таким образом, прошлое у нового транспортного средства достаточно богато. А современный бум легких внедорожных транспортных средств начался в конце 60-х годов в США. Впервые на мотоцикл установили широкопрофильную резину. Фирма «Рокон» еще сделала приводным переднее колесо. Вскоре колес стало три, переднее — управляемое неведущее, задние — ведущие. Машины на тороидных, а затем на арочных шинах пониженного давления уверенно преодолевали пляжные дюны, неухоженные участки. Мощности мотоциклетного мотора хватало, чтобы унять пыл владельца кульбитом после резкого поворота на высокой скорости. Игрушка была с удовольствием принята, и спрос стал опережать предложение. Потом появился четырехколесный вариант. В то время большой популярностью стали пользоваться гонки «офф роудс» — по труднопроходимым участкам, бездорожью. Гонялись на переделанных армейских джипах, на самодельных неказистых багги. Трассы прокладывали в США близ Нью-Мехико и Лос-Анджелеса. Новые мотоциклы пришлись как нельзя кстати. Вдруг обнаружилось, что на таких машинах удобно работать в поле, перевозить сено или, скажем, строительные материалы, бревна, использовать в геологоразведке и даже буксировать легкие самолеты на малых аэродромах. Представление нового транспортного средства, сконструированного фирмой «Хонда», состоялось в США в 1971 году. С тех пор японские заводы монополизировали американский рынок. Что же такое четырехколесный мотоцикл? Если автомобиль слишком мал для того, чтобы посадить водителя внутрь, водителя сажают верхом. При этом отпадает необходимость в крыше, стеклах, отопителе, других предметах «роскоши». Зато обретается ни с чем не сравнимая романтика общения с окружающей средой. Все машины имеют трубчатую сварную раму, независимую подвеску передних колес, органы управления и сиденье мотоциклетного типа. Как правило, двигатель мотоциклетный, рабочим объемом от 50 до 350 см3. Передняя подвеска машин «Хонда», «Сузуки» и «Кавасаки» выполнена на двух поперечных рычагах. Редкостью является подвеска передних колес на одном поперечном рычаге — на дешевой модели «Ямаха». Задняя ось подвешена на косых рычагах, на спортивных моделях может применяться маятниковая вилка мотоциклетного типа с моноамортизатором. При этом маятник оказывается между колесами. На самых дешевых моделях задние колеса вообще не подрессориваются. Подавляющее большинство четырехколесных мотоциклов имеет привод на задние колеса. В зависимости от исполнения эти машины оснащаются или не оснащаются дифференциалом. Наиболее дорогими являются полноприводные модели. У них двигатель обычно представляет единый агрегат с коробкой передач и главными передачами. Некоторые технические характеристики выпускаемых сейчас мотоциклов приведены в таблице. Спортивные модели отличаются повышенной защищенностью агрегатов, большими ходами подвески по сравнению с остальными моделями, шинами со специальным рисунком протектора. Они выпускаются ограниченным тиражом и стоят значительно дороже обычных. Обращает на себя внимание управление дросселем при помощи рычажка. Сама рукоятка не вращается, а рычажком удобно пользоваться большим пальцем руки. На многих моделях такой рычажок дублирован на другой рукоятке. На машинах «Сузуки» используется ручное переключение передач. Все модели, кроме спортивных, оснащаются решетчатыми багажниками. Водитель и пассажир защищены от грязи, летящей из-под колес, элегантными крыльями с дополнительными пластмассовыми фартуками. Применение пластмасс очень велико. Совсем недавно четырехколесник прикатил и в нашу страну. Эксперименты проводились в Ижевске и Коврове на заводах Миноборонпрома. В Коврове дела пошли успешнее. Несколько лет назад завод имени Дегтярева продал около 80 штук таких мотоциклов жителям Владимирской области по цене приблизительно 1200 рублей за штуку. Собранные, что называется, на коленке — из перекроенных серийных деталей — «восходы» имели двигатель от мотоцикла «Тула», передний мост, схожий по конструкции с мостом трактора «Беларусь», неподрессоренный задний мост. Один из опытных образцов поступил для испытаний в СКБ МАМИ. В результате полугода опытной эксплуатации здесь были выявлены не только многие недостатки машины, но и некоторые, весьма важные достоинства. Поговорим сначала о «минусах». Учитывая полукустарный способ производства пробной партии, было бы несправедливо упрекать заводских конструкторов в неказистом внешнем виде четырехколесника. Похоже, что на его кардинальное улучшение рассчитывать пока не приходится — ведь в этом случае придется осваивать новые технологические процессы, искать новых поставщиков. Не слишком удобна и езда на ковровском «коньке-горбунке» — неудачно расположенный воздухозаборник засасывает штанину водителя и доступ воздуха к двигателю прекращается, мотор глохнет. Недостаточно широкие крылья плохо защищают ездока от грязи, летящей из-под колес. К тому же машина тяжеловата в управлении и недостаточно устойчиво ведет себя на прямой и в поворотах А вот некоторые эксплуатационные качества положительно выделяют машину даже из ряда японских «одноклассников». В корпусе жесткого заднего моста размещены блокируемый дифференциал, реверс-редуктор и демультипликатор, обеспечивающий движение на пониженных передачах. Мотоцикл имеет восемь передач вперед и столько же назад! Вызывают восхищение и тяговые качества «Восхода» — опытный образец волок по земле свернутую в бухту металлическую ленту, которая весила килограммов пятьсот. В корпусе заднего моста есть также вал отбора мощности для привода различных инструментов. Настоящая рабочая лошадка! На опытный образец устанавливаются тороидные шины от мотоцикла «Тула». Они хорошо демпфируют дорожные препятствия, уверенно идут по песку. За полгода эксплуатации по битым стеклам, арматуре, кирпичному бою произошел единственный прокол. Гвоздь-«сотка» проколол камеру в 16 (!) местах. И все же диаметр задних колес, по мнению испытателей, маловат, а единственного типа резины явно недостаточно для столь универсальной машины. И все же ковровские специалисты создали весьма перспективную конструкцию, В СКБ МАМИ была разработана оригинальная подвеска типа «Мак-Ферсон», не применявшаяся доселе на четырехколесных мотоциклах. Работы по исследованию поведения мотоциклов с такой подвеской будут продолжены. Совершенно новое направление в отечественном мотоциклостроении требует привлечения самой современной техники исследований. Необходимы компьютерные системы, программное обеспечение, новая методика испытаний. Заводу не обойтись без подготовленных, знающих вопрос специалистов. Деятельность СКБ МАМИ во многом может решить возникающие проблемы. Новый мотоцикл очень нужен теперь, когда возрождается индивидуальное сельское хозяйство, растет увлечение техническими видами спорта. Те парни, кто сейчас носятся ночами по городским улицам, не могут представить, сколь увлекательно покорение бездорожья. Завершая рассказ о четырехколесных мотоциклах, выразим робкую надежду на скорое появление конкурента японским машинам — отечественного четырехколесника.

МОТОЦИКЛ О ЧЕТЫРЁХ КОЛЁСАХ

Задумка построить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) возникла давно — нужна была техника, с помощью которой можно было бы тележку с грузом потаскать, на рыбалку по лёгкому бездорожью съездить, да и просто покататься членам семьи. Ну и, конечно, — получить удовлетворение от созидания. Идей в голове было много, а вот финансов — не густо, а потому решил ограничиться постройкой заднепривод-ного квадроцикла, а не полноприводного. Продумал и основные технические требования к будущей конструкции: среди них — наличие заднего хода, отсутствие цепной передачи — всё-таки предполагал использовать квадроцикл не на асфальте, а большей частью на просёлочных дорогах, а также — приличная мощность и ремонтопригодность. И, естественно, невысокая цена.

Более подходящего «донора», чем мотоцикл «Урал», с задней передачей и пробегом 12 000 км, не нашёл, купил за приемлемую сумму, а от него и начал «плясать».

Поначалу сказывалось отсутствие опыта работы с мотоциклетной техникой и дело шло не так споро, как бы хотелось. Но опыт — дело наживное.

Понятно, что двигатель, а точнее силовой агрегат (в блоке с коробкой перемены передач и сцеплением), вместе с рамой использовал ураловские.

Рама в задней части изменилась незначительно — лишь сдвинуты на 40 мм назад трубы подседельных (вертикальных) стоек, к которым крепится всё тот же ураловский маятник, только теперь с приваренным жигулёвским мостом. Нижняя вилка (лучи дуплексной части рамы) сразу же за трубами подседельной стойки вместе с задними стойками отрезаны. Из труб стоек изготовил пару подкосов, которые приварил к подседельным стойкам рядом с втулками маятниковой подвески и перьям верхней подседельной вилки (перед кронштейнами крепления амортизаторов). В дополнение позднее получившиеся треугольники закрыл с обеих сторон рамы косынками из 2-мм стальных пластин. В местах стыков лучей и стоек приварил ещё консоли (из водопроводной трубы диаметром 20 мм) — подножки для пассажира.

А вот спереди к раме приварена ещё целая конструкция из стальных тонкостенных труб диаметром 30 мм — дополнительный подрамник для крепления передней подвески. Забегая вперёд, отмечу, что из таких же труб сварил и лобовой фигурный бампер и задний багажник (передний — из трубы диаметром 20 мм).

Укороченный задний мост от автомобиля «Жигули» пришёлся квадроциклу впору, а ведущие колёса с развитыми грунтозацепами протектора шин обеспечивают ему хорошую проходимость

Задний мост — от старой доброй «копейки» (ВАЗ-2101), только укороченный. Это потребовалось сделать для обеспечения компактности и сужения колеи, дабы уменьшить радиус поворота и как следствие — повысить манёвренность. Для укорочения моста отрезал, отделил от него опорную чашку пружины и кронштейн и выдернул из «чулка» концевой фланец (гнездо подшипника). Затем укоротил «чулок», вновь вставил в него фланец и скрепил детали, приварив к ним пластинчатые накладки. На соответствующую длину (около 185 мм) укоротил и полуось. От неё тоже отрезал колёсный фланец (сразу за запорным кольцом) и просверлил в нём сквозное осевое отверстие. Под это отверстие проточил и конец стержня полуоси. Вставив стержень во фланец, на их стыковочной окружности высверлил глухое отверстие так, что в каждой из деталей оказалось по полотверстия, и «забил» в него проволочную шпонку. После этого ещё проварил стык «по кругу».

Родной ураловский карданный вал не подходил к главной передаче ведущего моста, а жигулёвский — к мотоциклетной трансмиссии. К тому же, и углы между этими узлами трансмиссии оказались довольно значительными. Поэтому вал сделал собственноручно из полуосей автомобиля «Ока» с применением ШРУСа.

Передняя подвеска — самодельная, на двойных поперечных А-образных рычагах из квадратных труб сечением 25×25 мм и толщиной стенки 2 мм. Поворотные кулаки — от «классических» (заднеприводных) «Жигулей». Верхние концы рычагов закрепляются в проушинах на подрамнике, а нижние — к соответствующим шаровым шарнирам поворотных кулаков.

Квадроцикл на базе тяжёлого мотоцикла «Урал-2» (ИМЗ 67-36):

1 — переднее управляемое колесо (от автомобиля «Жигули», 2 шт.);

2 — нижний рычаг передней подвески (труба 25×25,2 шт.);

3 — верхний рычаг передней подвески (труба 25×25,2 шт.);

4 — передний амортизатор (от автомобиля «Жигули» усилен пружиной от амортизатора мотоцикла «Урал», 2 шт.);

5 — передний буфер (труба Ø30);

6 — стойка переднего багажника (труба Ø20);

7 — передний багажник (труба Ø20);

8 — электровентилятор (от автомобиля ВАЗ-2108);

9 — воздуховод (резиновый гофрированный шланг 0100, 2 шт.);

10 — обтекатель (дюралюминий, лист s2);

11 — руль с рулевым валом (от мотоцикла «Урал»);

12 — топливный бак (от мотоцикла «Урал»);

13 — силовой агрегат (от мотоцикла «Урал»);

14 — кик-стартёр;

15 — аккумулятор;

16 — фонарь стоп-сигнала;

17 — задний амортизатор (от мотоцикла «Урал», 2 шт.);

18 — глушитель (от мотоцикла «Урал», 2 шт.);

19 — заднее ведущее колесо (от автомобиля «Жигули», 2 шт.);

20 — задний ведущий мост (от автомобиля «Жигули»);

21 — полуось (от автомобиля «Жигули», 2 шт.);

22 — маятниковая подвеска (от мотоцикла «Урал»);

23 — карданный вал (полуось от автомобиля «Ока»);

24 — шарнир (ШРУС от автомобиля «Ока»);

25 — рулевая сошка (от автомобиля «Жигули»);

26 — рулевая тяга с наконечником (от автомобиля «Жигули»);

27 — педаль тормоза;

28 — рукоятка управления дросселем карбюратора;

29 — рычаг тормоза;

30 — подкос заднего багажника (труба Ø20);

31 — рычаг выключения сцепления;

32 — педаль переключения передач;

33 — седло (от мотоцикла «Урал»);

34 — задний багажник (труба Ø30);

35 — переднее крыло (дюралюминий, лист s1, 5,2 шт.);

36 — заднее крыло (дюралюминий, лист 2 шт.);

37 — фара (2 шт.).

Рычаги передней подвески (а—верхний рычаг; б — нижний рычаг; количество деталей указано применительно к одному рычагу):

1 — луч (труба 25×25, 2 шт.);

2 — промежуточная поперечина (труба 25×25);

3 — концевая поперечина (труба 25×25);

4 — втулка сайлен-блока (2 шт.);

5 — ушко крепления амортизатора (сталь, лист s5, 2 шт.)

Амортизаторы спереди — от ВАЗ-2101 скомпонованы с пружиной от «Урала». Сзади остались родные ураловские, чтобы впоследствии выявить, какие лучше: мотоциклетные или автомобильные. Тормозная система использована от «Жигулей», только без вакуумного усилителя и стояночного тормоза. Привод на главный тормозной цилиндр осуществляется от привычной мотоциклетной педали.

Цилиндры двигателя оборудованы принудительным воздушным охлажде-

нием от вентилятора печки автомобиля ВАЗ-2108. Включается он тумблером по мере надобности в условиях пониженной теплоотдачи мотора.

Колёса и шины у квадроцикла — тоже жигулёвские, только передние шины имеют дорожный рисунок протектора, а у задних ведущих колёс — он вездеходный (более «зубастый»).

Рулевое управление — смешанного типа: автомобильно-мотоцикпетное. Сам руль — от мотоцикла «Урал», рычаговый. А вот далее — всё автомобильное (от ВАЗ-2105): колонка, сошка, тяги к рычагам колёсных кулаков и сами кулаки.

Квадроцикл оборудован двумя багажниками: передним и задним. Их конфигурация — это плод фантазии автора, изготовление затруднений не вызывает — это как разминка для спортсмена.

Бортовая электрическая сеть квадроцикла, как и у базового мотоцикла, — напряжением 12 вольт. Из электрооборудования пока установил передние фары и задний стоп-сигнал. Планирую смонтировать и указатели поворотов.

После первых же ходовых испытаний квадроцикла стало понятно, что ему необходимы большие крылья с брызговиками. Крылья изготовил из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм, а брызговики — из 5-мм резины. Консоли для крепления крыльев, выполненные из отрезков стальной тонкостенной трубы диаметром 16 мм, приваривал к раме «по месту». Крылья к ним крепил само-резами.

Рама квадроцикла (сварная конструкция):

1 — поперечина дополнительного подрамника (труба Ø20);

2 — дуга подрамника правая, левая — зеркально отображённая (труба Ø30, 2 шт.);

3 — кронштейн крепления верхнего конца амортизатора передней подвески (штампованный швеллер №3);

4 — ушко проушины крепления верхнего конца рычага подвески (сталь, лист s5, 16 шт.);

5 — подножка пассажира (стальная труба Ø20, 2 шт.);

6 — подседельная стойка (от рамы мотоцикла «Урал», сдвинута назад);

7 — подкос (от задней стойки рамы мотоцикла «Урал», 2 шт.);

8 — кронштейн крепления верхнего конца заднего амортизатора (сталь, лист s5, 2 шт.);

9 — кронштейн крепления сиденья (сталь, лист s5, 2 шт.);

10 — горизонтальная связь подрамника (труба Ø30);

11 — рама мотоцикла;

12 — силовой агрегат.

Укорочение полуоси заднего ведущего моста:

1—фланец; 2—стержень; 3—подшипник; 4—запорное кольцо

L – длина сквозного оверстия во фланцевой части полуоси и длина проточки на стержне

D – диаметр сквозного оверстия во фланцевой части полуоси и диаметр проточки на стержне

l – глубина глухого отверстия под шпонку

d – диаметр глухого отверстия под шпонку

Передний багажник

Задний багажник

Технические характеристики квадроцикла примерно такие же, как и у базового мотоцикла «Урал». Скорость за счёт меньшего диаметра колёс немного снизилась, но зато тяговитость заметно повысилась. Улучшилась и устойчивость, особенно это чувствуется на поворотах и косогорах.

Своё предназначение квадроцикп выполняет полностью. Но справедливости ради надо отметить, что задняя зависимая маятниковая подвеска имеет ряд недостатков: таких, как жёсткость хода, большие нагрузки кручения на узел. Но зато проста в изготовлении, а на склоне лучше удерживает от сваливания на бок, что немаловажно при небольшой колее. А её неэластичность компенсируется мягкой передней подвеской. Автомобильные амортизаторы, несомненно, лучше, чем мотоциклетные. И ещё — для управления машиной всё же требуется мужская сила.

А в общем, при сравнительно скромных вложениях в этот проект результатом я доволен.

С. ПЛЕТНЁВ, г. Очёр, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *