Заметка по изготовлению приспособления для извлечения сломанного метчика из детали

Метчик сломался при нарезании резьбы М8, вместо сорванной резьбы М6 в картере двигателя скутера. Эта резьба была предназначена для соединения половинок картера, поэтому качество резьбы, в данном случае, было приоритетным.

Проще нарезать резьбу в новом месте детали, но такой метод на картере двигателя не подходит. Отверстие было увеличено сверлом под резьбу М8. При нарезке резьбы применялась смесь керосина и спирта для смазки. Добавил сложности этой операции фактор глухого отверстия под резьбу. При сквозном отверстии и сломанный метчик извлечь проще. Резьба была полностью нарезана и в момент выворачивания, без приложения особых усилий, метчик сломался.

Для извлечения сломанного метчика нужно сделать выкрутку из оставшегося обломка. Место облома выравнивается на наждачном круге и зажимается за хвостовик в тиски. Если смотреть на торец метчика сверху, хорошо видны три канавки по диаметру, расположенные под углом 1200. Нужно маленькой УШМ (болгаркой) с толщиной круга 0,8-1,0 мм аккуратно выбрать металл метчика между канавками, глубиной 3,0-4,0 мм (на рисунке красная зона внутри, между канавками).

В результате этой операции у нас получается выкрутка с тремя выступами, распложенными под углом 1200.

Извлекаем выкрутку из тисков и на наждачном круге снимаем конусную фаску до исчезновения на выступах резьбовой насечки (на рисунке красная зона по периметру метчика). Инструмент для извлечения обломка метчика готов.

Нужно хорошо очистить отверстие от стружки и обильно смазать смесью керосина со спиртом. Вставляем выкрутку в отверстие, выступы выкрутки должны плотно войти в канавки сломанной части метчика. Прилагаем небольшое усилие на закручивание, чтобы сдвинуть сломанную часть с места. Аккуратно вывинчиваем сломанную часть метчика прилагая попеременно, усилия на закручивание и выкручивание.

Таким образом я извлек сломанный метчик из картера двигателя и продолжил работу по сборке. На фото выкрутка, которая получилась у меня.

Обрыв на поверхности

Обычно это самый простой вариант поломки и исправить ее можно без радикальных мер, которые порой могут навредить вашему автомобилю или другому агрегату. Однако перед тем, как выкрутить обломившийся болт, нужно произвести обработку места поломки керосином. Это поможет устранить угар и ослабит контакт поверхностей. Далее нужно следовать следующим рекомендациям:

  1. При достаточно большом выступе лучше всего применять простейшие инструменты по типу струбцин, клещей или плоскогубцев. С их помощью легко захватывать и выворачивать деталь по резьбе без прикладывания особенных усилий;
  2. Некоторые мастера при ответе на вопрос о том, как выкрутить обломанный болт, советуют использовать сварочный агрегат. Он позволит приварить к метизу рычаг, который поможет открутить или вывернуть соединение созданием вращательного движения с нужным напором;
  3. Есть и вариант, при котором можно применить сверло с диаметром немного меньше самого болта. Делается отверстие по центру оси болта на всю глубину. Затем остатки крепежа извлекают с помощью крючка, выкручивая резьбу с самого низа.

Это наиболее общие рекомендации, возможно комбинированное использование указанных методов. Данные поломки самые простые, они требуют всего лишь небольшой обработки и применения простейших инструментов.

Использование экстрактора

Однако самый верный вариант, который поможет выкрутить сломанный болт, заключается в применении специального инструмента для данной операции. Его называют экстрактор, он продается в наборе инструментов разного диаметра. Внешне он похож на метчик, однако на нем отсутствуют продольные прорези и есть коническая насечка для нарезки.

Использовать экстрактор можно после того, как просверливается отверстие по центру с диаметром, что позволит заходить инструменту на несколько витков. Проверните его до упора, а потом и до полного выкручивания.

Итак, вот несколько способов выкручивания сломанных болтовых элементов. Каждый из них следует применять в зависимости от сложности поломки и наличия соответствующего инструментария. Но наиболее практичным и оптимальным вариантом является приобретение набора экстракторов. Они достаточно практичны и позволяют работать с болтовыми деталями различных размеров и с любыми типами резьб.

Обязательно следует производить обработку поверхностей, это избавит от лишнего контакта и загрязнений. Удачной работы по выкручиванию сломавшихся болтовых соединений, ибо от этого зависит полноценная работа всего механизма, в особенности это касается автомобилей! Подробнее о способах выкручивания отломившихся болтовых элементов можно узнать с помощью видео на специализированных сайтах или форумах!

Как выкрутить сломанный болт и нарезать резьбу

Так как рынок бывшей в эксплуатации техники из Японии и Европы у нас в России развит больше, соответственно в Россию везут старый хлам который нуждается в починке. Часто бывает так, что болты на таких скутерах не выкручивались никогда, и они попросту прикипают к резьбе. Вывернуть такие болты , не сломав головки или резьбы, очень проблематично (даже если вы пользуетесь wd-40). В этой статье я хочу изложить несколько способов выкручивания таких болтов, винтов со сломанной резьбой.
Самый простой способ (хотя некоторые его считают и крайней мерой, воспользуйтесь советами ниже) — это высверлить болт и нарезать подходящим метчиком новую резьбу:
1. Берем дрель, сверло подходящее под диаметр высверливаемого болта. Аккуратно высверливаем.

2. После покупаем набор метчиков или один метчик (но нужно точно знать диаметр), подбираем под диаметр резьбы.

3. Подбираем и вставляем метчик в резьбу, начинаем нарезать. Для нарезания (вкрутки) используйте гаечный ключ. Я использовал разводной ключ.

Не забывайте перед закручиванием болтов смазывать их графитовой смазкой — в будущем это поможет легко выкрутить болт. Для фиксации болтов используйте, фиксатор для болтов (купить можно в любом авто-магазине).

Есть еще некоторые способы чтобы отвернуть сломанный болт

Способ 1: облом болта произошел немного выше поверхности детали. Можно попробовать взять разводной ключ и зацепиться за эту часть болта. Предварительно лучше сбрызнуть WD-40.
Способ 2: если облом возник ровно с поверхностью детали, то нужно взять острое зубило или плоскую отвертку или стамеску и молотком ударять в левую сторону (в край) болта под правильным углом (чтобы придать вращательное движение). Этот способ также отлично подходит для отворачивания прикипевших болтов с плоской и крестовой шляпкой.
Способ 3: опять же облом болта произошел выше — берем болгарку и режем болт по центру. Далее берем плоскую отвертку и выворачиваем болт.
Способ 4: достаточно надежный вариант. Набиваем в болте отметку для сверла (по центру), сверлим на некоторую глубину (где-то 15 мм, на глаз определите — не принципиально), но не до конца, диаметр отверстия меньше чем диаметр гайки на 15-30%. Вворачиваем метчик с левой (обратной) резьбой до конца и в результате вы открутите болт.
Способ 5: для сварщиков, и тех кто умеет обращаться с сваркой. Способ действует для болтов диаметр которых не менее 10-15 мм и болт обломался близко к поверхности детали. Тут просто привариваем кусок металла к поверхности болта и аккуратно вращаем приваренный кусок против часовой стрелки (болт с правильной резьбой).

С трудом отворачиваемая (как, впрочем, и трудноввинчиваемая) крепежная деталь (винт или шпилька) грозит многими неприятностями, как мелкими, так и крупными. К последним можно смело отнести обрыв в теле детали части шпильки или винта, поскольку извлечение остатка метиза из резьбового отверстия или гнезда детали – дело очень «тонкое», требующее большой аккуратности.
Причин обрывов крепежных деталей может быть несколько: превышение крутящего момента затяжки; использование низкосортных резьбовых изделий; «прикипание» резьб детали и метиза вследствие коррозии или высокотемпературного нагрева и другие.

Обрывы крепежных деталей можно подразделить на три вида: первый – когда часть метиза, оставшаяся в теле детали, выступает над ее поверхностью; второй – когда обрыв крепежа произошел заподлицо с поверхностью детали; и, наконец, третий – когда обрыв шпильки или винта произошел ниже поверхности детали. Такое разграничение сделано потому, что каждый из этих видов обрывов метизов требует своего подхода в вопросе извлечения остатков.
Обрыв находится над поверхностью детали

Обрыв метиза выше поверхности детали:
1 –деталь;
2 – остаток метиза;
3 – обжимные клещи
Если часть стержня оборвавшегося винта (шпильки) выступает над поверхностью детали (например, оторвалась одна головка метиза), то, пропитав предварительно за несколько раз резьбу в гнезде специальной жидкостью или, в крайнем случае, керосином и выждав время, еще можно попытаться вывернуть остаток метиза, используя соответствующие специальные захватывающие инструменты: обжимные клещи, трубный ключ, тиски и т.п. Другой прием – приварить к торцу выступающей части пруток-рычаг и после пропитки резьбы жидкостью попытаться вывернуть остаток метиза. Иногда такое сделать удается, если же нет, то придется использовать следующий способ извлечения остатка метиза из резьбового отверстия или гнезда – высверливание тела стержня до резьбы и выковыривание витков резьбы метиза из детали. Извлечь витки резьбы можно крючком из жесткой проволоки. Операцию желательно начинать снизу, там легче произвести первоначальное зацепление. К тому же еще не извлеченные верхние витки метиза предохранят от повреждения крючком резьбу детали. С небольшими особенностями этот способ применим и в двух следующих наиболее часто встречающихся на практике случаях обрыва крепежных деталей.
Обрыв заподлицо с поверхностью детали

Обрыв метиза заподлицо с поверхностью детали:
1 –деталь;
2 – остаток метиза;
3 – кернер;
4 – стартовое сверло;
5 – финишное сверло;
6 – крючок
Пожалуй, это самый серьезный случай. Если есть возможность, надо запилить торец крепежной детали, чтобы он стал ровным и, определив поточнее его центр, сделать здесь глубокий керн. Затем сверлом, равным внутреннему диаметру резьбы метиза (или чуть меньше его), просверлить сквозное осевое отверстие в остатке. На самом метизе измерить внутренний диаметр резьбы очень непросто, поэтому, если есть доступ к отверстию, то лучше замерить его диаметр «в свету». Когда и это сделать невозможно, тогда нужно воспользоваться приведенной таблицей.
Резьба крепежной детали Диаметр финишного отверстия (сверла)
МЗ 2,5
М4 3,3
М5 4,2
М6 5,0
М8 6,7
М10 8,5
М12 10,2
Когда диаметр стержня метиза достаточно большой, то операцию высверливания его тела лучше провести за несколько приемов, раз за разом увеличивая диаметр сверла до финишного. Если резьбовое отверстие и в детали сквозное, то рассверливание целесообразно начать с обратной стороны детали– торец крепежа там, наверняка, плоский, а зачастую в нем уже есть центровое отверстие, и тогда задача облегчается – делать керн в этом случае нет необходимости.
Обрыв находится ниже поверхности детали


Обрыв метиза ниже поверхности детали и извлечение остатка метиза экстрактором:
1 – деталь;
2 – остаток метиза;
3 – втулка;
4 – сверло;
5 – экстрактор
Для высверливания, прежде всего, как и в предыдущем случае, надо сделать глубокий керн точно по оси крепежной детали. Задача эта непростая, тем более, что торец обычно неровный, а опилить его (сделать плоским) не представляется возможным. Но выход есть: надо подобрать соответствующую втулочку из обрезка трубки с наружным диаметром по диаметру гнезда и сверлом диаметром, равным проходному отверстию втулки, просверлить направляющее отверстие в обломке метиза. Затем сверлом, равным внутреннему диаметру резьбы (или чуть меньшим), рассверлить это отверстие. Остатки стержня (витки его резьбы) осторожно, чтобы не повредить резьбу детали, выковыривают из ее канавок. Если метиз обломился глубоко и витков резьбы отверстия (гнезда) достаточно, чтобы за них «зацепился» соответствующий метчик (чистовой), то остатки можно вырезать им, заодно и прокалибровав резьбу.
Во всех трех случаях облома крепежной детали, но, более всего, во втором и третьем случаях применимо с пользой новое приспособление, называемое в зарубежных справочниках экстрактором (вероятно, от латинского слова extractum – извлеченное). Продается оно в наборах по несколько штук для метизов с резьбами определенного интервала (например МЗ – Мб; Мб – М8; М8 – М12 и т.д.) в комплекте с соответствующими сверлами, а иногда и со втулками. Покупать набор с экстракторами под большую резьбу вряд ли целесообразно, так как обломить такие метизы очень непросто (если только с помощью трубы-рычага), скорее, на них сорвется резьба.

Экстрактор для извлечения остатков крепежных деталей с правой резьбой
Сам экстрактор напоминает по виду метчик, но без продольных пазов. Рабочая часть у него коническая и имеет левую винтовую нарезку. При вворачивании экстрактора в отверстие, просверленное в остатке метиза (имеющего правую резьбу), происходит выворачивание последнего. Начало операции такое же, как во втором и третьем случаях: накернивание центра, сверление осевого отверстия диаметром, соответствующим экстрактору, и затем работа экстрактором.
В завершение операции, даже при удачном извлечении остатка винта или шпильки, резьбовое отверстие детали необходимо прокалибровать восстановителем резьбы или чистовым метчиком.
Если же операция по удалению остатка прошла не совсем удачно и резьба в детали оказалась все-таки безнадежно испорченной, придется отверстие рассверлить и нарезать в нем резьбу чуть большего (ближайшую по ряду) диаметра, и использовать для крепежа другой соответствующий метиз. Когда же такой выход из положения неприемлем и для соединения деталей необходима крепежная деталь с такой же резьбой, то можно сделать следующее. Рассверлив, как и в предыдущем случае отверстие (только на 8–10 миллиметров больше), нарезать в нем резьбу и ввернуть в него футорку – резьбовую втулку с прежней внутренней резьбой и наружной, соответствующей отверстию.
А.Полибин
Источник: Моделист-Конструктор № 9/2003

Методы выкручивания сломанных болтов

Случаи срыва головок крепежа или аналогичных элементов можно условно разделить на 3 группы, определяющие предстоящий объём работ и состав применяемого инструмента для извлечения повреждённого болта:

  • линия среза выше уровня детали
  • уровни повреждения крепежа и детали совпадают
  • слом произошёл глубоко в теле детали ниже уровня поверхности

Традиционные способы выворачивания

Самый лёгкий и оптимальный случай, когда линия слома болта находится выше уровня детали. Такое расположение позволяет применить различный зажимающий инструмент типа пассатижи, струбцин или тисков, для захвата выступающей части и проведения попыток по выкручиванию крепежа. Но может оказаться, что высоты выступания недостаточно для надёжного удержания болта, не говоря уже о том, чтобы его выкручивать.

В таком случае надо попытаться прорезать шлицы в выступающем торце болта. Для этого нужно использовать ножовку по металлу либо болгарку. Прорезать нужно на максимально возможную глубину, для избежания смятия метала при попытках осуществить выкручивание. Шлиц может быть одинарный или крестообразный, в зависимости от применяемого инструмента. В случае очередной неудачи, переходим к более радикальному способу.

С помощью болгарки выступающую часть сошлифовываем до получения ровного плоского торца. Керном максимально точно пытаемся отметить центр окружности тела болта и сверлим отверстие на глубину не мене двух диаметров крепежа. Так как для выкручивания будем применять старый трехгранный напильник, то размер сверления должен быть на 2 мм меньше высоты его грани. Такая разность обеспечит надёжный контакт напильника с телом болта. Забиваем трёхгранник в отверстие молотком и с помощью трубного ключа производим выкручивание сломанной детали.

Но перечисленные методы могут оказаться бесполезными и тогда нужно обратиться к помощи специально разработанного для этих целей экстрактора для извлечения болтов.

На сегодняшний день существует три разновидности экстракторов которые можно купить в специализированных магазинах:

  • спиральные винтовые
  • клиновые
  • стержневые

Спиральные винтовые представляют собой стержень на одном конце которого имеется конусная резьба, на другом квадрат под исполнительный инструмент, ключ или вороток для метчика. В зависимости от того, какая резьба на сорванном болте, правая или левая, применяется экстрактор с противоположным направлением конусной резьбы. Для правой резьбы используется левый, а для левой правый. При вкручивании экстрактора в просверлённое отверстие, он в нём нарезает резьбу, заклинивает и передаёт усилие на выкручивание болта.

Клиновые экстракторы похожи на спиральные, но в качестве элемента для извлечения в нём использован конус с гранями. Забивая его в отверстие, заклинивают и выворачивают болт. Грани не позволяют экстрактору провернуться в крепеже.

Стержневые повторяют конструкцию предыдущего с той лишь разницей, что острые грани расположены на стержне.

К недостаткам последних двух позиций можно отнести трудность, а порой и невозможность их снять с извлечённого крепежа, не в пример спиральному, который просто скручивается по резьбе.

Методика использования экстрактора

В применении приспособление настолько простое, что им может воспользоваться человек без особых навыков. Только предварительно необходимо приобрести набор экстракторов. При выборе обратить внимание на полноту комплекта. В нём должны быть, кроме экстракторов, кондукторные втулки под свёрла для различных видов слома как выступающих над поверхностью, так и находящихся ниже уровня детали. Применение кондукторных втулок обеспечивает соосное расположение сверления и оси болта.

Подобный набор значительно облегчит выполнение поставленной задачи.

Порядок действий таков:

  • Застрявшую деталь нужно обработать проникающей смазкой, а если соединение сильно загрязнено, то произвести неоднократную обработку в течение суток после чего перейти к следующему этапу
  • установить кондукторную втулку, соответствующую диаметру экстрактора и просверлить отверстие в болте на глубину не менее 3 диаметров
  • в зависимости от применяемого экстрактора, вкрутить или забить его молотком в просверлённое отверстие
  • выкрутить повреждённый болт с помощью ключа или воротка

Методика может иметь некоторые отличия, в зависимости от местонахождения слома.

Если разрушение произошло глубоко в корпусе детали, то кондукторную втулку подбираем так, чтобы её наружный диаметр соответствовал размеру отверстия, в котором произошёл слом. В случае если размер крепёжной детали очень большой, то выполняем ступенчатое сверление от меньшего до номинального диаметра. После чего в отверстие забивается стержень или вкручивается экстрактор и извлекается болт.

Если слом выше поверхности детали, то внутренний диаметр кондукторной втулки должен соответствовать размеру отломанного болта. Следующие действия аналогичны предыдущим.

В случае слома на одном уровне с деталью, требуется особая тщательность в отметке кернером центра сверления, ведь применить кондукторные втулки возможности просто нет. Дальнейшие шаги аналогичны изложенным.

Как видим, использование набора экстракторов позволяет решить задачи, ранее, казалось бы, неразрешимые. Купив набор и отказавшись от дедовских способов, можно сэкономить массу времени, сил, избежать травм конечностей и поломок инструментов, пользуясь им при работе.

Что делать, когда в процессе работы у болта отваливается посадочное место под ключ? Извлечь его подручными инструментами не получится. Нужен экстрактор для выкручивания сломанных болтов, приспособление, с помощью которого сделать эту операцию сможет любой человек.

Необходимо закрепиться в теле поломанной детали, а затем вывернуть ее обычным способом. Промышленность предлагает несколько видов продукции, каждая из которых имеет свои преимущества.

Устройство и виды экстрактора

Чтобы удалить остаток застрявшей детали, ее нужно каким-то образом нарастить. Смекалистые мастера пользуются несколькими методами. Можно сваркой прихватить другой крепежный болт с головкой или просверлив отверстие, затем забив в него рукоятку треугольного напильника, попытаться извлечь обломок таким образом.

Однако это не столь удобно. Работа требует значительных усилий, навыков, а некоторых случаях удачи, поскольку не всегда удается выполнить эту операцию. Гораздо разумнее воспользоваться приспособлением, которое бывает трех видов:

  • Клиновидное. За счет острых граней приспособление надежно удерживается в заранее просверленном отверстии. Остается только вывернуть болт обычным ключом.
  • Стержневое. Принцип работы такой же как у клиновидного типа. Отличие только в форме клина.
  • Винтовое спиральное. Удобное приспособление. В отличие от предыдущих двух видов изделие не вбивается, а вкручивается в отверстие. Конусная форма с насечками, напоминающими резьбу при вращении входит в болт и заклинивает. Нужно продолжать крутить в том же направлении до полного извлечения обломка.

Видео: Виды «выкручивателя» поломанных болтов

Типоразмеры экстрактора позволяют подобрать оптимальную модель для застрявшего обломка. Продаются они как поштучно, так и в комплектах. Набор содержит дополнительные элементы для облегчения работы. Может возникнуть проблема снятия обломанного куска с приспособления. Застрять он может очень прочно. Тогда нужно зажать его в тиски и аккуратно извлечь приспособление.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *