Особенности кроссовых мотоциклов

Кроссовые мотоциклы предназначены для гонок по замкнутой трассе протяженностью 1,5–3 км в условиях пересеченной местности. Они уверенно преодолевают бездорожье и разнообразные препятствия на пути, выдерживают прыжки и жесткие приземления. Для управления такими мотоциклами нужны особые навыки и регулярные тренировки.

Характерными особенностями кроссовых мотоциклов являются:

  • максимально облегченная конструкция – благодаря использованию легких материалов;
  • полноразмерные колеса со спицами и массивными грунтозацепами;
  • обычные дисковые тормоза – их функционал оптимален для езды по бездорожью;
  • высокая мощность и отличные ходовые качества;
  • использование особой кроссовой резины для улучшения управляемости;
  • уменьшенный руль;
  • увеличенный ход маятника и вилки (до 30 см и более);
  • легкая подвеска с моноамортизатором;
  • перевернутая передняя вилка – для лучшей работы передней подвески;
  • громкий выхлоп, недопустимый на дорогах общего пользования;
  • 1-цилиндровые моторы;
  • использование водяного охлаждения;
  • приподнятые выхлопные трубы;
  • часто – применение вместо электростартера кикстартера и, как следствие, отсутствие потребности в аккумуляторе;
  • комфортное сиденье, захватывающее топливный бак.

Особенности питбайков

Чтобы выяснить, в чем разница пит байка и кроссового мотоцикла, рассмотрим теперь особенности первого. Питбайк – уникальный мотоцикл, результат эволюции велосипеда. Изначально компактные питбайки использовались для рабочего обслуживания других мотоциклов во время гонок. Со временем они стали полноценно участвовать в соревнованиях по минимотокроссу и минисупермото.

Характерными особенностями питбайков выступают:

  • компактные размеры;
  • легкий вес;
  • достаточно мощный двигатель относительно малой кубатуры – от 50 до 150 см3, горизонтально расположенный, 4-тактный, открытого типа, с воздушным или воздушно-масляным охлаждением;
  • универсальность – возможность передвижения и по городским дорогам, и по пересеченной местности;
  • диаметр заднего колеса не более 12″;
  • удобство транспортировки и хранения;
  • актуальность для детей и взрослых весом до 130 кг;
  • сравнительная безопасность для новичков;
  • простота эксплуатации и обслуживания;
  • демократичные цены.

Питбайки идеально подходят для начинающих мотоциклистов, включая детей. Такие транспортные средства позволяют без лишнего риска и высоких нагрузок обучиться езде на мотоцикле, разобраться в его работе, научиться переключать передачи, чувствовать сцепление и правильно тормозить, ощутить поведение на различных покрытиях.

Прекрасно подходят питбайки и любителям экстремальной езды, желающим обучиться различным трюкам на легком и в меру мощном мотоцикле.

Главные отличия питбайка от кроссового мотоцикла

Принципиальные различия между питбайком и кроссовым мотоциклом приведены в таблице:

Характеристики и особенности

Кроссовый мотоцикл

Питбайк

Электро питбайк с мотор-колесом

Электро питбайк с центральным мотором

Тип двигателя

1-цилиндровый

Бывают разные. Типичный – 4-тактный, с 2 и более цилиндров, горизонтально расположенный, открытого типа

Бесколлекторный

Мотор-колесо на постоянных магнитах

Бесколлекторный

электродвигатель на постоянных магнитах

Охлаждение

Сухой картер или водяное

Воздушно-масляное

воздушное

Воздушное или водяное

Выхлоп

Громкий

Нормальный

отсутствует

отсутствует

Тормоза

Простейшие – для езды по бездорожью

Более сложные и эффективные

гидравлические

Колеса

Большие

Уменьшенные, заднее – диаметром 10–12″

стандартные

стандартные

Грунтозацепы

Массивные

Универсальные – подходящие для поездок по асфальту и грунту

стандартные

стандартные

Подвеска

Жесткая – для езды стоя на подножках, адаптированная для экстремальной езды и выполнения прыжков

Мягкая – приспособленная для езды сидя

По выбору

По выбору

Назначение

Спортивные соревнования на специальных трассах, без выезда на дороги общего пользования

Обучение езде на мотоцикле и выполнению различных трюков, поездки, путешествия, активный отдых, развлечения

Обучение, езда по городу

Обучение езде на мотоцикле и выполнению различных трюков, поездки, путешествия, активный отдых, развлечения

Что лучше, питбайк или мотоцикл стандартных размеров, в каждом конкретном случае зависит от индивидуальных предпочтений и потребностей человека. Но большинство мотоциклистов подтверждает, что начинать знакомство с мотогонками желательно не с полноразмерного мотоцикла, а именно с питбайка. Отлично подходит он и для обучения всевозможным трюкам.

Читайте в нашей предыдущей статье о том, как включить рекуперацию на электровелосипеде, насколько она полезна для сохранения энергии и увеличения дальности хода без подзарядки.

Многие, кто пока еще не в теме эндуро или мотокросса, изначально не видят разницы между этими типами мотоциклов. Те, кто еще планируют приобретение двухколесного, также могут не знать этих основ. Вспоминая себя чуть ранее, на первом году эндуро катания на первых 250-ках мы думали, что следующим мотоциклом проще будет купить кроссовый байк и забыть о недостатке мощности. Но подобные мысли теплились в наших головах не долго. Вскоре отличие эндуро и кроссовых байков стали для нас настолько явны, что мы стали рады тому, что не совершили глупость, купив кросс для эндуро катания. Отчасти можно сказать, мы в стали на пусть истинный, благодаря тому, что в нашей компании все же появились владельцы кроссовых мотоциклов.

Итак, давайте все таки выясним, чем же отличаются эти типы мотоциклов. Ведь для большинства людей, наблюдающих эти мото со стороны, отличия заканчиваются на отсутствии фары и стоп сигнала у кроссового байка. Но важно знать, что различие рождает сфера применения этих мотоциклов. Поэтому давайте представим себе, в каких условиях они эксплуатируются. Для мотокросса — это чаще всего скоростная, полностью известная гонщику закольцованная трасса, на которой отсутствуют препятствия, но могут быть трамплины различного вида. На этих трамплинах гонщикам приходится высоко вылетать и, соответственно приземляться. Режим езды, как правило, это резкие ускорения в полный газ и эффективные торможения перед поворотами. Разумеется, что мотокросс проводится в светлое время суток, либо в специальных помещениях с искусственным освещением.

Кросс в качестве эндуро — это тяжело

Для эндуро все не так однозначно, поскольку видов эндуро мотоциклов для различного катания появляется все больше с каждым годом. Но мы попробуем выделить общие моменты эксплуатации спортивного эндуро, явно отличающие его от мотокроссовых мотоциклов. Явные различия туристических эндуро пропишем отдельно. Итак, для эндуро чаще всего — это изначально неизвестная или малоизвестная трасса большой протяженностью с естественным рельефом и препятствиями, на которой бывает необходимо как быстро ускоряться, так и аккуратно преодолевать препятствия на низкой скорости. Препятствия могут быть различными: камни, бревна, сложный рельеф, горы, узкий мостик над рекой и прочее прочее.

Имея эту информация, составить список отличий и понять, для чего это сделано не составит труда.

Итак, для кроссового мотоцикла характерны:

  • Подвески, предназначенные для прыжков. Эти подвески жесткие и зажатые, для того, чтобы мотоцикл не делал лишних движений по прямой, а также максимально энергоемкие, чтобы гасить энергию при приземлении после высоких полетов. А еще эти байки максимально высокие по седлу. Езда на стоковых кроссовых подвесках по препятствиям — сущее наказание, они очень плохо глотают неровности и препятствие, отдавая все в руль и седло.
  • Высокооборотистые двигатели. Кривая момента кроссовых двигателей такова, что у них очень плохие «низы» ( в сравнении с эндуро). Задача кроссового мотоцикла, максимально быстро разогнаться, поэтому двигатели работают всегда на высоких оборотах, где у них максимально высокий крутящий момент. На этих двигателях сложно ездить с низкой скоростью, а максимальная мощность развивается далеко «вверху». Спокойная езда на средних оборотах — это не про кроссовый мотоцикл, очень резко реагирует на открытие газа, тяжело приспособиться. Отсюда же следует высокий расход бензина.
  • Короткие передачи в коробке. Мы помним, что кроссовый мотоцикл должен максимально резко ускориться. Максимальные скорости в связи со сложным рельефом мотокроссовой трассы, в среднем, не превышают 100 километров в час. Учитывая, что двигатель работает исключительно на высоких оборотах, необходимы сближенные передачи, максимально быстро разгоняющие байк до 100 километров в час. Именно поэтому у кроссового байка максимально сближенные передачи, причем настолько, что первый раз сев после эндуро вы можете даже не понять куда переключились, толи на 2, толи на 3, толи на 4 передачу, едет почти без изменений.
  • Маленький бензобак. Бензина должно хватить на несколько заездов максимум, поэтому на кроссовом мотоцикле вы врядли встретите бак больше 6-7 литров.
  • Отсутствие электростартера (до примерно 2015 года). В связи с тем, что лишний вес для мотокросса — зло, а если байк заглох, скорее всего ты валяешься где-то неподалеку, то электростартер это что-то чуждое для этих байков. Поэтому кроссовые байки, в основном, комплектовались исключительно кикстартером, позволяющим завести мотоцикл ногой. Но технологии не стоят на месте, инженеры научились делать легкие электростартеры и аккумуляторы, поэтому в новых кроссовых мотоциклах во всю вводятся электростартеры. Не трудно догадаться, что пинание кикстартера где-нибудь посреди камней или в болоте удовольствие сомнительное.
  • Отсутствие фары и фонаря. Света нет, он не нужен. И без тюнинга, генератор классических мотокроссовых байков свет не тянул по мощности.
  • Большой вынос вилки. Если вы поставить эндуро и кроссовых мотоцикл рядом, вы заметите, что у кросса колесо уходит как бы вперед. И это так, поскольку чаще всего высокие скорости, данное решение позволяет добиться устойчивости, а маневренность на низкой скорости в кроссе абсолютно не нужна.
  • Заднее колесо 19 дюймов. Более низкпрофильная резина гораздо жесче и стабильнее на высоких скоростях.
  • Подножка отсутствует. Лишний элемент, для облегчения его не ставят, в мотокроссе используют специальную подставку, на которой мотоцикл стоит между заездами.

А для спортивного эндуро характерны:

  • Более мягкие подвески, способные проглатывать неровности, камни, бревна и прочие препятствия. Важно то, что эндуро подвески позволяют регулировать себя, подстраивая байк под условия трассы. Можно настроить мотоцикл для медленной езды в тяжелых условиях, а можно отстроить для серьезных прыжков без какой-либо потери в характеристиках.
  • Двигатели с более низовыми характеристиками. Актуально для четырехтактных мотоциклов, поскольку у двухтактных свой характер и 2т 250-ки нельзя назвать низовыми.
  • Коробка передач, позволяющая комфортно ехать в любом диапазоне оборотов. Пускай эндуро байки не так бешено разгоняются, как кроссовые, но зато вы без проблем и с комфортом сможете ехать на 1 передаче по сложному участку и также легко разогнаться и держать 100 километров в час на прямике.
  • Большой бензобак. У современных спортивных эндуро мотоциклов объем бака, позволяющий без дозаправки проехать всю гонку, а она в отличие от мотокросса, чаще всего длится дольше 20 минут.
  • Фара, фонарь. Гонка может проходить в темное время суток, свет нужен. Большинство моделей допущены для дорог общего пользования, где без света также нельзя.
  • Электростартер. Обязателен для всех спортивных эндуро.
  • Угол вилки, позволяющий комфортно маневрировать на низкой скорости.
  • Заднее колесо 18 дюймов. На эндуро мотоциклах заднее колесо имеет общий диаметр такой же как и у кроссового колеса. Но диаметр обода на дюйм меньше, что позволяет использовать более высокопрофильную резину. За счет этого эндуро райдер может стравливать давление в заднем колесе вплоть до 0.3 атмосферы, и ехать за счет резины в тех местах, где на высоком давлении байк просто не цепляет, будь то грязь или песок.

Защита рук (ручек) — полезная вещь в эндуро

Из необязательных атрибутов эндуро можно встретить защиту рук (ручек), в которой используется металл. В кроссе эта вещь будет лишней, веток там нет, а при неправильном приземлении рука может застрять с неприятными последствиями. В эндуро же, защита очень функциональна, помимо веток и холодного ветра, эти дуги защищают ручки при падении, дополнительно не давая рулю уйти в грязь или песок, грипсы остаются чистыми.

Эндуро мотоцикл класса дуал спорт отлично подходит для любительского катания и путешествий (Kawasaki KLX 250S)

Любительские эндуро мотоциклы чаще всего принадлежат классу «дуал спорт», тоесть на них можно ездить как по дорогам общего пользования, так и съезжать на бездорожье. Эти аппараты очень сильно отличаются от спотивных хард эндуро байков и больше заточены под дорожное применение, с кроссовым мотоциклом общего практически нет. У них обязательно с завода имеется полный набор светотехники с поворотниками, звуковой сигнал, зеркала, подножки заднего пассажира. Подвеска рассчитана на комфортную езду по бездорожью без трамплинов, подвеска делает полный ход уже при небольших прыжка с высоты примерно в 1 метр. Двигатели имеют меньшую мощность, но гораздо больший ресурс (до 10 раз) и не требуют столь частого обслуживания. Благодаря высокой надежности и низкому расходу топлива на этих мотоциклах чаще всего совершают дальние путешествия.

Надеемся наши мысли были полезны для вас. Если перед вами стоит выбор эндуро или кросс для любительского катания — однозначно рекомендуем эндуро. Если же у вас уже есть кроссовый байк, то на нем также можно катать, пусть это и не так просто.


Общие черты обоих типов

ЗА счёт малого веса справиться с такой техникой может и ребёнок. На фото начинающий кроссовый спортсмен.

Первое и самое главное — малый вес. Если в процессе обучения уронить (или уложить) такой байк на асфальт — поднять его проще, чем большого туриста.

Кроссовые делаются из облегчённых материалов, а питбайк — мини-мотоцикл.

Вторым параметров выступает сравнимая мощность обоих типов. Если первому это нужно для участия в соревнованиях, второму набрать скорость до 100 км препятствуют только навыки пилота.

Кроссовые версии в основном идут 250 кубовые и двухтактные. Двухтактники развивают большую мощность и надёжнее.

Следующий параметр вытекает из первых двух. Это объём двигателя. Не секрет, что для гоночных мотоциклов разрабатывают новые модели двигателей или форсируют уже существующие. Проект создаётся таким образом, чтоб при минимальных объёмах выдавать большие мощности. На питбайке также нечасто увидишь литровый двигатель.

Из предыдущего можно выделить ещё одну черту. Меньше объём, меньше расход топлива. Реже нужна заправка, можно больше проехать.

Отличительные особенности

Но отличительных особенностей у классов на порядки больше. Кроме того, что с точки зрения показателей скорости они находятся на противоположных полюсах, выделяют ещё ряд параметров.

Кроссовый мотоцикл Yamaha YZ250

Для этого классы рассматривают по отдельности. И начать можно с кроссового.

Что свойственно кроссовому мотоциклу?

Типичный представитель младшего кроссового типа — HONDA CRF 125.

Кроссовые мотоциклы предназначены для гонок и передвигаться на таком по городу не очень удобно. Трек для гонок сродни стадиону. Здесь есть трибуны для зрителей, центральное поле (часто именно туда переносятся гаражи команд и всякая служебная техника) и беговые, или в применении к мототехнике — ездовые дорожки. Только вот в отличие от стадиона последние не асфальтируются.

Чтоб участвовать в заездах любой кроссовый мотоцикл должен отвечать требованиям гонок, которые мало походят на пункты ПДД.

Кроссовый мотоцикл обладает:

  • полноразмерными спицованными колёсами;
  • покрышками, которые сродни используемым в ендуро, но требования к кроссовой резине на порядок выше;
  • большим рабочим ходом маятника и вилки (200–300 мм).

Кроссовым мотоциклам свойственная перевёрнутая вилка. Там меньше грязи попадает в шток.

Последняя чаще всего перевёрнутого типа, для лучшей управляемости.

Кроме этого характерными особенностями таких байков является уменьшенный размер руля и громкий выхлоп из-за облегчённого, а иногда и полностью отсутствующего глушителя

Сейчас, кстати, набирают популярность кроссовые гонки на питбайках.

Но главное — хоть такой байк и не требует наличия прав, управление им требует особых навыков.

Что присуще питбайку?

В отличие от кросача (так сокращают «кроссовый мотоцикл») на питбайке можно гонять в парке, на даче, или даже на детской площадке (естественно ребёнку).

Питбайк Kayo classic 125. Питбайк REGULMOTO 125 Питбайк Irbis TTR 125 в стандартной раскраске.

Такой «транспорт» обладает:

  • компактностью и лёгким весом;
  • простотой управления;
  • небольшой стоимостью при покупке;
  • несложно и недорогое обслуживание.

Но также сюда можно отнести небольшие колёса и безопасность. Детские также отличает большая возможность настроек под уровень владения транспортным средством и понимание особенностей управления.

Что выбрать для ребёнка?

При встрече ребёнка на ПИТбайке с инспектором ГИБДД точно будут проблемы!

Несмотря на всё вышеописанное у родителей могут остаться вопросы — что лучше подарить ребёнку (из описанных классов)?

Ответ на самом деле прост. Начинающему можно предложить только одно — питбайк. Почему?

  1. Вам будет проще настроить его под уровень мастерства вашего ребёнка. На рынке есть модели, где КПП можно перенастраивать. От полностью автоматической, когда о переключении заботится не нужно, электроника сделает всё за ребёнка до обычной — секвентальной, когда передачи переключаются ногой.
  2. У некоторых моделей можно блокировать верхний предел скорости. Хороший питбайк может развить до 100 км/час. Вряд ли будет хорошей идеей позволить человечку только вчера сеющему за руль гонять на такой скорости. (В ПДД, кстати, есть пункт — если стаж вождения менее 2 лет — не превышать скорость выше 70).
  3. Простота запуска. Ребёнку может быть непросто удерживать байк, зажимать тормоз, не трогать газ и при этом ещё раскачивать ногой лапку кик-стартёра. Основной вариант запуска, применяемый на питах — кнопка стартера на панели приборов. На кроссовом можно снять аккумулятор, облегчив вес и завести его ногой.

    Большинство питбайков оснащается электро-стартером.

  4. С точки зрения поверхности передвижения питбайк универсален. На нём можно рассекать и на асфальтированной детской площадке и на заросшей травой поляне в парке/лесу. Лёгкое бездорожье тоже не станет преградой. По асфальту конечно лучше сменить резину с грязевой на дорожную, иначе быстро сотрётся и придёт в негодность.
  5. Скорость серьёзного кроссового мотоцикла, например флагмана Yamaxa — R1 лежит далеко за отметкой в 200 км. Нужна ли скорость в двести км ребёнку — решать только родителям.

Что выбрать взрослому?

Ответ на этот вопрос знает только сам взрослый. В предисловии уже приводились примеры — для дальняков берут туриста, для леса — ендуро, для поездок на работу… На видео ниже, дядя в 32 года впервые сел на мотоцикл, и это был ПИТБАЙК!

Но при выборе следует помнить несколько правил:

  1. Что питы, что кросачи в городских условиях запрещены. Поехать в сельский магазин можно, если не ехать мимо дачи прокурора.
  2. Благодаря развитию этого класса на питбайках тоже устраивают соревнования, мотокроссы, заезды. Так что гонщикам совершенно не обязательно покупать кроссовый.
  3. Есть желание устраивать трюки на мотоциклах? Для тренировок больше подойдёт питбайк. Он легче, пластик можно снять, и ронять дешёвый мотоцикл морально проще!
  4. Если мототехника только открыта пользователем — также лучше начать с пита.
  5. И последнее. У питбайков есть один, серьёзный недостаток. Так как подвеска разрабатывалась всё-таки под мини-мотоцикл, вес пилота не должен превышать 80 кг. Этот параметр может быть не указан в прайсах, но при желании использовать питбайк больше одного сезона — нужно обязательно прояснить вопрос у продавца техники. Именно поэтому рекомендуется питы брать новыми. Для сравнения цены на задний амортизатор начинаются от 3000 рублей, именно на него идёт самая большая нагрузка. Потом страдают опорные подшипники.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *