Масса мужиков проводит активную часть жизни в толерантной полудреме среди сопливых детей, орущего «зомбоящика» и тушки-жены, шьющей себе трусы по выкройкам армейского парашюта. Или на работе, продавая электрозубила со «спецнасадкой» из секс-шопа выпавшим из светской жизни представителям «творческих» меньшинств и больным простатитом. Но в душах тех, кто еще не залил пивом огонь тестостерона, может проснуться второе «Я».

Can-Am Spyder: трайк-“мутант”

Трицикл Can-Am Spyder фирмы BRP* не лезет ни в какие рамки. Уже пятьдесят километров пролетели в седле этого монстра, но подобрать определение странному чудовищу не получалось. До начала теста все казалось просто: требуется отчитаться об очередном трайке-мутанте, рассчитанном на мужиков в состоянии марианского климакса. Воображение беспощадно рисовало подзаплывшего салом самца с симптомами «зеркальной» болезни**, бледнеющего от мысли пересесть на два колеса и поэтому компенсирующего драматическое уменьшение мужской привлекательности компромиссной покупкой трехколесного родстера. В действительности все оказалось не так.

Can-Am Spyder управляется как автомобиль и квадроцикл, т.е. прямо

«Паук»*** ломает почти все устои, выработанные годами пилотирования двухколесных мотоциклов. Подкатив к первому же перекрестку, я поставил обе ноги на асфальт. И тут же с улыбкой поднял их обратно на подножки, с непривычки зацепив левый спойлер. Через несколько минут другой «безвредный» рефлекс под названием «контрруление» чуть не заставил «тарантула» вылететь на встречную полосу. Так пришло осознание очевидного: трицикл управляется как авто или квадр, а мышечную память лучше держать под пристальным контролем.

“Тарантул” замер в ожидании жертвы

Следующее открытие принесли с собой ямы на дороге. Пропускать их между передними колесами – дело, наказуемое чувствительным «обучающим» пинком под зад: “впуклости” асфальта нужно объезжать стороной, либо преодолевать на сверхмалых скоростях. То же самое относится и к выпуклостям, так как клиренс аппарата при достаточно длинной базе скромный – всего 115мм.

“R” – значит реверс или задний ход

Торможение перед неровностями асфальта также таило в себе сюрприз. Несколько раз правая рука автоматически шарила в поисках несуществующего рычага переднего тормоза. У «тарантула» привод тормоза один – комбинированный, и управляется педалью. Работает он, кстати, очень хорошо, система антиблокировки вмешивается в процесс именно тогда, когда нужно, и ровно настолько, насколько требуется. Однако повыпендриваться тормоза не позволят, и поднять аппарат в стоппи не получится – не даст их «комбинированность» и электронная система EBD****. Она запрограммирована автоматически распределять тормозное усилие для получения максимально эффективного замедления без потери контроля. На практике это означает, что в момент блокировки заднего колеса EBD ослабит тормозное усилие передних колес и зарубит кайф на корню.

Can-Am Spyder оснащен стояночным тормозом заднего колеса

В дополнение к главной тормозной системе «Spyder» оборудован стояночным тормозом, приводимым в действие педалью рядом с левой подножкой. Усилие «ножника» передается на тормозную скобу заднего колеса тросиком, поэтому «стояночник» теоретически можно использовать в качестве запасной тормозной системы в случае невероятного отказа основной.

При агрессивном ускорении Can-Am Spyder глиссирует над неровностями асфальта

Двигатель «паука» вызвал приступ свинячьего восторга. Толстенный крутящий момент на «низах», идеальная линейная характеристика, сочный звук выхлопа тюнингового прямоточного глушителя – все это провоцирует на хулиганское поведение и превращает каждый старт со светофора в гонку на ускорение под аккомпанемент визга задней покрышки. По характеру 998-кубовый V-твин удивительно напоминает «одностволку» такого же внушительного объема. Мощности запросто хватает, чтобы разогнать «тарантула» до 180 км/ч, а динамика разгона остается вполне энергичной до скоростей 150-160 км/ч. Вполне – потому, что величина ускорения, развиваемого «пауком», находится где-то посередине между мотоциклами сравнимой мощности и семейными автомобилями, и рук из плечевых суставов выдернуть не сможет.

Can-Am Spyder управляется скорее как квадр

На ходу проявились новые особенности трицикла. Даже на прямой ровной дороге аппарат немного рыскает, вызывая ощущение, что управляешь квадром (коим он почти и является). Но если не вцепляться в руль мертвой хваткой, то этот эффект практически исчезает, но не совсем. А вот во время энергичного ускорения «Spyder» прекращает передавать на руль толчки от дорожных неровностей и рыскать, приобретает стабильность, как бы глиссирует над асфальтом и всем своим поведением показывает, что такая «движуха» ему нравится.

Перегрузки в поворотах лучше преодолевать свешиваясь

Пересекая широкие неровности (например, лежачих друзей мотоциклиста) не под прямым углом, нужно быть готовым к небольшому вобблингу, который практически мгновенно сходит на «нет», но успевает немного порулить аппаратом за пилота. В плавных затяжных поворотах в отличие от мотоцикла «паук» требует постоянного давления на руль. Если дуга многокилометровая, но с непривычки можно немного подустать, так как система DPS***** не в состоянии полностью разгрузить руки. Более резкие и медленные виражи потребуют активного «мускульного» руления, а центробежная сила ощущается всем телом. Поэтому перед входом в поворот лучше сдвинуться в седле внутрь виража. При такой посадке руки нагружаются меньше, и аппарат ведет себя спокойно и предсказуемо.

Система стабилизации препятствует Can-Am Spyder буксовать

Отдельным пунктом расскажу о работе системы VSS******. Она предназначена для облегчения контроля направления движения аппарата и на самом деле состоит из трех независимых подсистем: антиблокировочной тормозной системы ABS (о ее работе упомянуто ранее), системы трэкшн-контроля TCS и системы контроля стабильности SCS. TCS предназначена для предотвращения пробуксовки заднего колеса при повернутом руле или на скоростях, превышающих 50 км/ч. SCS следит за стабильностью аппарата, ограничивая мощность на заднем колесе и при необходимости подтормаживая тем или иным колесом, чтобы не допустить заноса.

“Мозги” Can-Am Spyder уменьшат мощность при повороте руля и начале пробуксовки

Для оценки работы систем TCS и SCS пришлось немного покататься по гравийной дороге. «Тарантул» вел себя в точном соответствии с описанным алгоритмом: при повороте руля и при достижении примерно 50 км/ч исправно уменьшал мощность, всем нутром препятствуя пилоту получать удовольствие. При этом возникало чувство «облома», похожее на то, что появляется при срабатывании ограничителя максимальных оборотов на мотоцикле и включении режима «динамо» у девушек. Короче, «Spyder», как фифа-недотрога, давал по рукам каждый раз, когда «пеленговал» в поведении пилота даже отдаленно нетрадиционное.

Из-за отсутствия наклона в поворотах на пилота Can-Am Spyder действуют ощутимые перегрузки

После издевательств над «пауком» пришло время немного расслабиться и попробовать оценить его качества в «мирной» обстановке. И вдруг все встало на свои места. Если не выдавливать из «Spyder»’а душу до последней капли и ехать более-менее спокойно, то аппарат приносит огромное удовольствие от управления «не как у всех», внешности «не как у всех», генерирует эмоции «не как у всех» и позволяет взглянуть на себя с новой стороны.

Езда на Can-Am Spyder сродни путешествию верхом на монстре

Первой покоряет внешность. С пилотом в седле чудовище походит на кентавра. Только вместо туловища коня – тело паука. Седло аппарата очень мягкое, широкое и комфортное – 100 километров пролетели без неудобств в области «южного полюса». На любом асфальте хоть чуточку хуже идеального немного вибрируют зеркала, но разглядеть ситуацию позади не составляет труда. Большая многофункциональная приборная панель отображает море информации, но не перегружает ей пилота. В попытке угодить владельцу скорость отображается в привычном спортбайкеру цифровом виде и дублируется на стрелочном спидометре классической внешности. ЖК – индикатор включенной передачи на нейтрали подкрепляет свои показания зеленой лампочкой «N» на циферблате стрелочного спидометра. А, включив, например, третью, можно смело хвастаться перед девушками и «чайниками» величиной достигнутой перегрузки. Мало кто догадается, что символы «3G» на приборке несут информацию о номере задействованной передачи.

Приборка Can-Am Spyder обеспечит пилота всей нужной информацией

У «Spyder»’а есть индикаторы уровня топлива в баке, температуры охлаждающей жидкости, часы и термометр. Над приборным кластером спрятана памятка по безопасности управления аппаратом – на случай аномального склероза или природного занудства. Режим часов переключается кнопкой «MODE» на левом пульте. При этом можно выбирать между показаниями времени, одометром общего пробега, двумя промежуточными счетчиками километража, хронометром времени пути и машино-часов двигателя. Кстати, этой же кнопкой нужно подтверждать факт ознакомления с инструкцией после включения зажигания. Сообщение на приборке настойчиво потребует это сделать сразу после поворота ключа в замке. Если кнопку не нажать, двигатель не заведется.

“R” – значит реверс или задний ход

Интересный момент в управлении «тарантулом» – алгоритм включения задней передачи. Нужно завести аппарат, клацнуть по кнопке «MODE» (помните, инструкция по безопасности?), включить первую и, не отпуская сцепления, потянуть на себя рычажок задней передачи на левой рукоятке руля. После чего еще раз включить «первую», точнее уже заднюю. Выключается реверс проще – выжимаем сцепление и дергаем рычаг КП один раз вверх для выбора первой (при этом рычажок «R» на руле автоматически вернется в исходное состояние), и еще раз вверх для нейтральной передачи.

Вместительный багажник хранит содержательную инструкцию по эксплуатации

Приятное удобство конструкции “Spyder”’а – внушительного объема (44 литра!) багажник, расположенный в носовой части трицикла. В нем одиноко притаился штатный набор инструментов, заводская инструкция и угрожающая наклейка, требующая не нагружать в емкость более 16 килограмм. Доступ к багажнику, а также к подседельному пространству, где поместится пара-тройка листов папиросной бумаги, осуществляется с помощью ключа зажигания. Вставляем его в замок, нажимаем глубже и поворачиваем против часовой стрелки, чтобы открыть багажник, или по часовой – для поднятия седла и доступа к горловине бензобака, сдвоенному бачку с тормозной жидкостью и АКБ, а также одному из блоков предохранителей. Второй блок можно найти «под капотом» справа от багажной емкости, слева от нее под декоративной пластиковой панелью притаился бачок антифриза и диагностический разъем.

Заднее колесо Can-Am Spyder вращает зубчатый ремень

Если оценивать «паука» с практической точки зрения, то легко впасть в заблуждение. Удобное седло со спинкой для пассажира, прямая посадка, большой багажник, легкость управления и куча электроники, призванной повысить безопасность – свойства хорошего “туриста”. Однако и здесь он ломает традиции. Дальние поездки на этом аппарате не исключены. Просто в условиях дальнобоя он окажется значительно менее практичным, чем средний двухколесный «турист». Потребление топлива у «Spyder»’а довольно внушительное, за время теста получилось в среднем литров 12-13 на сотню по трассе, но, правда, с выпендрежем. Поездки по плохим дорогам и тем более по грунтовкам на нем искренне не рекомендуются. Пробки «паук» выстаивает наравне с автомобилями, что делает его спорным выбором для жителей перегруженных мегаполисов. Так зачем покупать этот квадро-трайко-байк-мутант?..

Сзади Can-Am Spyder походит на насекомое

А хотя бы ради первобытного кайфа владения. Вы когда-нибудь занимались сексом не с двумя девушками, а с тремя? Суть трехколесного «Spyder»’а в том же. Аскеты-экстремалы могут сколько угодно твердить, что и двух – много. Но мы то с вами знаем, как чертовски приятно иногда побаловать себя невинными излишествами.

Антон Барсуков, фото Виктора Акилова и автора.

Автор благодарит Александра «Студента» Карнаухова, г. Минеральные Воды, за предоставленный на тест «Spyder».

Мнение владельца.

Аппарат привлекает внимание, как «Дом-2» – неудавшихся порнозвезд. Достаточно отойти на 5 минут, как вокруг него вспыхивает спонтанная фотосессия. А через неделю жена неожиданно начинает пристрастно интересоваться, как зовут ту длинноногую девушку на фотографии в Интернет, и какого «болта» она сидит на моем «тарантуле». Чистосердечный ответ «Не знаю» пока помогает, но боюсь, это рано или поздно кончится. Не считая излишнего внимания со стороны случайных (чесслово!) прохожих и любимой супруги, «Spyder» стал прекрасной летней альтернативой автомобилю с дополнительным бонусом «мотоциклетности».

* Bombardier Recreational Products.
** Конструктивная особенность, при которой «топливный бак» препятствует непосредственному визуальному осмотру «болта», в связи с чем приходится использовать зеркальце.
*** Spyder – почти как spider – в переводе паук.
**** Electronic Brake Distribution – электронная система распределения тормозного усилия.
***** Dynamic Power Steering – динамическая система усилителя рулевого управления.
****** Vehicle Stability System – система стабилизации транспортного средства.

Can-Am Spyder: “Паук” – трансформерПередняя подвеска – с двумя “А”-образными рычагамиСпереди Can-Am Spyder напоминает хищного паука

Техническая характеристика

Общие данные

Модель Can-Am Spyder GS
Модельный год 2008
Сухая масса, кг 316
Габариты, мм 2667x1506x1145
Колесная база, мм 1727
Высота по седлу, мм 737
Объем бензобака, л 25

Двигатель

Тип 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, с сухим картером
ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, см3 998
Размерность, мм 97.0 x 68.0
Степень сжатия 10,7
Макс. мощность л.с. при об/мин 106/8500
Макс. крутящий момент Нм при об/мин 104,3/6250
Система питания Впрыск топлива
Система охлаждения жидкостная
Система запуска электростартер

Трансмиссия

Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач 5-ступенчатая, с задним ходом
Главная передача зубчатым ремнем

Ходовая часть

Рама SST (технология охватывающих лонжеронов)
Передняя подвеска А-образные рычаги с гидравлическими амортизаторами и поперечным стабилизатором
Ход переднего колеса, мм 144
Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором
Ход заднего колеса, мм 145
Тормозная система интегрированная, гидравлическая
Передний тормоз 2 диска 250мм, 4-поршневые скобы
Задний тормоз 1 диск 250мм, 1-поршневая скоба
Передние шины 165/65-R14
Задняя шина 225/50-R15

Пожалуйста авторизуйтесь

Can-Am Spyder RT. Цена: от 2 399 000 р. В продаже: с 2014 г.

Can-Am Spyder F3. Цена: от 1 799 000 р. В продаже: с 2015 г.

SPYDER RT

Второе поколение туристического «Спайдера» внешне изменилось незначительно, а вот во «внутренностях» инженеры BRP совершили настоящий переворот.

Переделали геометрию передней подвески, и управляемость заметно улучшилась: теперь не нужно изо всех сил двумя руками толкать руль, чтобы вписаться в затяжной поворот, аппарат закладывает виражи легко и точно.

Двигатель тоже новый — Rotax 1330 ACE — 3-цилиндровый, рядный, объемом 1330 «кубов». Мощнее и приемистее, что особенно важно для тяжелого турера с не самой лучшей аэродинамикой. А еще стало тише. И секвентальная 6-ступенчатая КП стала переключаться более плавно. Система охлаждения двигателя сильнее вынесена в переднюю часть «Спайдера». Багажник из-за этого слегка уменьшился, зато ногам водителя не грозит прожариться, если придется постоять в пробке.

В багажниках RT хватит места для вещей на пару недель для двоих

Платформы для ног сделали подпружиненными и отщелкивающимися чуть вниз, если надо сильно надавить на тормоз. Их можно регулировать в пяти положениях, так что водитель любого роста сможет подобрать удобное для себя. Единственный эргономический минус, пожалуй, — лапка комбинированного тормоза: постоянно держать на ней ногу неудобно из-за обтекателя, приходится снимать и ставить на платформу, и в экстренном случае потратятся драгоценные доли секунды на перестановку ноги. Надо бы на руль вывести рычаг тормозов. Но эффективность тормозов повысилась за счет установки колес и тормозных дисков чуть большего диаметра.

Платформы для ног подпружинены и отщелкиваются вниз, чтобы удобно было давить на тормоз

По отдельности все эти изменения, казалось бы, — мелочи, но в целом создают совершенно новый аппарат, что особенно чувствуется в сравнении с предыдущим поколением. На первом-то Spyder RT можно было путешествовать на длинные расстояния с превеликим удовольствием, а на обновленном — и того лучше.

Технические характеристики
Габариты (длина/ширина/высота) 2667x1572x1510 мм
База 1714 мм
Дорожный просвет 115 мм
Объем топливного бака 26 л
Двигатель 1330 см3, рядный, 3-цилиндровый, 4-тактный, с жидкостным охлаждением, 115/7250 л.с./мин-1, 130/5000 Нм/мин-1
Трансмиссия механич., секвентальная, 6-ступенчатая
Подвеска передняя двойные A-образные рычаги со стабилизатором и амортизаторами, ход 174 мм
Подвеска задняя маятниковая с моноамортизатором, ход — 152 мм
Тормоз передний/задний гидравлические, по 1 диску на колесо
Сухой вес 459 кг
Технологии VSS с ABS, TCS, SCS, динамический усилитель руля

SPYDER F3

Это совсем новая модель в линейке «Спайдеров», выполненная в стиле «круизер» и призванная конкурировать с… да-да, мотоциклами-круизерами легендарных американских марок, на которых в США ездят чуть ли не 70% мотоциклистов.

Ну чем не круизер, в самом деле?!

А что? Дорог в Северной Америке много, они по большей части ровные и прямые, пробок вне крупных городов мало — там «трехколесность» Spyder не недостаток, а наоборот, привлекательная особенность: безопасно, комфортно, круто. Даже очень круто — вы поглядите на его хищную морду!

Подножки регулируются в пяти положениях — просто сдвигаются по трубе рамы вниз-вверх и фиксируются парой болтов

Посадка как надо — ноги вперед (платформы переставляются вдоль трубчатой рамы), широкой средней жесткости сиденье, спина опирается на поясничный подпор, руки расслаблены, ветер в лицо… F3 не «турист», как RT, не оборудован серьезной ветрозащитой, но мне довелось проехать на нем прохладной ночью по трассе около сотни километров, и не скажу, что они принесли мне ужасные страдания. Да, прохладнее, чем на RT, но не критично.

Багажник два полноразмерных шлема уже не вместит

Новый F3 более динамичный, чем RT. Тот же 1330-кубовый мотор, но масса меньше и аэродинамика лучше, и более стабилен на высокой скорости: RT из-за парусности в какой-то момент все же начинает рыскать, особенно если встречается колея. Хотя с новой подвеской этот момент сведен к минимуму.

Для России Spyder пока остается экзотикой и за счет неудобности в пробках, и из-за низкого клиренса, и из-за цены… Это нишевый продукт, но свою аудиторию он уже завоевал и у нас. И новый F3 эту аудиторию расширит. А если бы еще сделать так, чтобы «Спайдеры» подходили у нас под категорию прав «В1», чтобы основным клиентам — автомобилистам — не приходилось открывать категорию «А»…

Технические характеристики
Габариты (длина/ширина/высота) 2642x1497x1099 мм
База 1709 мм
Дорожный просвет 115 мм
Объем топливного бака 27 л
Двигатель 1330 см3, рядн., 3-цилиндровый, 4-тактный, с жидкостным охлаждение, инжекторн., 115/7250 л.с./мин-1, 130/5000 Нм/мин-1
Трансмиссия механическая, секвентальная, 6-ступенчатая
Подвеска передняя двойные A-образные рычаги со стабилизатором и амортизаторами, ход 129 мм
Подвеска задняя маятниковая с моноамортизатором, ход — 132 мм
Тормоз передний/задний гидравлические, по 1 диску на колесо
Сухой вес 386 кг
Технологии VSS с ABS, TCS, SCS, динамический усилитель руля

Управление мультимедиа, светом и КП сосредоточено на левом пульте

Система стабилизации VSS, разработанная совместно с Bosch, объединяет АБС, антипробуксовочную систему и систему курсовой устойчивости

Так что же такое BRP Can-Am Spyder, автомобиль или мотоцикл? С одной стороны, по легкости в управлении, устойчивости в поворотах, уровню комфорта, наконец, стоимости и даже объему багажника Spyder — это что-то вроде спортивного кабриолета. Недаром сами BRP называют машину родстером. Да и сухая статистика это подтверждает: 27% покупателей трицикла ни разу в жизни не владели мотоциклом.

С другой стороны, посадка верхом, вращающаяся рукоятка газа, необходимость получать права категории А и дружеские приветствия проезжающих мимо байкеров ясно дают понять: перед нами мотоцикл. Есть и еще одна тонкость, которая роднит Spyder с двухколесной братией. Когда автомобиль подвергается рестайлингу, он зачастую радикально меняет внешность, при этом не претерпевая существенных технических изменений. В продажах твердо стоящих на земле и оттого безопасных четырехколесников именно внешний вид сегодня играет первую скрипку. Мотоцикл же со сменой модельного индекса может приобрести принципиально новую конструкцию, при этом отличить его от предшественника с первого взгляда сможет лишь настоящий фанат.

Спортивный Spyder RS — это прежде всего посадка. Низкий вынесенный вперед руль и смещенные назад подножки помогают водителю почувствовать себя настоящим мотогонщиком и, склонившись к минималистичному ветровому стеклышку, превозмогать бьющий в лицо ветер в борьбе за драгоценные секунды. Несмотря на то что силовая установка на всех трех моделях Spyder настроена одинаково, RS немного быстрее и маневреннее своих старших братьев RT и ST: ведь отсутствие багажных кофров, всевозможных подогревов и прочих комфорт-опций выливается в экономию массы.

Мы отправились в Вашингтон, чтобы испытать новейший Can-Am Spyder 2013 модельного года. Пять лет назад, представив свой первый трицикл с двумя колесами спереди и создав тем самым принципиально новый сегмент мототехники, компания BRP фактически сделала шаг в неизвестное. У конструкторов не было ни отзывов потенциальных покупателей, ни опыта предшественников или конкурентов, на который можно было бы опереться.

Туристический Spyder RT — это практически автомобиль. Ветровое стекло с электрической регулировкой и развитые ветрозащитные щитки создают вокруг водителя и пассажира практически обособленный микроклимат, подогреваемые сиденья и рукоятки помогают не замерзнуть в дороге, а в каждый из четырех багажников могут поместиться один-два шлема full-face. Пассажир восседает на троне, которому позавидует иной автомобилист. В качестве опции ему доступны подножки с электрической регулировкой и собственная акустическая система.

Создавая новый Spyder, они учитывали пятилетний (и весьма успешный) опыт продаж и эксплуатации трициклов, на этот раз выступая в роли экспертов, а не первооткрывателей. Они полностью пересмотрели геометрию рамы и подвески, заменили или перенастроили практически всю электронику. При этом отличить новую модель от предшественника по фотографии может только опытный райдер — ведь дизайн вполне удался и с первого раза.

  • Автомобили

    11 российских мотоциклов: выбирай наше!

  • Автомобили

    Ducati въехал в Россию через искусство

Скелет и мускулатура

Итак, поворачиваем ключ в замке зажигания и… ждем. Процедура включения трицикла как бы намекает нам: аппарат буквально напичкан сложной электроникой. А пока система электронного управления Drive-by-Wire, адаптивный электроусилитель руля Dynamic Power Steering, ABS, система стабилизации VSC, трэкшн-контроль, круиз-контроль, электронная полуавтоматическая коробка передач и радио с доком для iPod — пока все это проходит системную проверку, у нас есть несколько секунд, чтобы повнимательнее рассмотреть новую машину.

Spyder ST — новинка в модельном ряду родстеров BRP. Он оснащен примерно тем же набором удобств, что и RT, однако выглядит и едет намного легче. Боковые кофры и пассажирское сиденье ST сделаны съемными, высота ветрового стекла регулируется вручную. Посадка на ST комфортная, с небольшим наклоном вперед. Визуально и на уровне ощущений ST — более легкий и динамичный аппарат, чем RT. В езде на нем чуть больше приключенческого драйва. При этом с точки зрения комфорта он практически не уступает старшему брату.

Что же нового в облике Spyder заметит пытливый взгляд? Если вынести за скобку все, что отличает друг от друга спортивную модель RS, туристическую RT и новый промежуточный вариант ST, первое общее для всех новшество — увеличенные до 15 дюймов передние колеса, внутри которых, очевидно, скрываются более крупные тормоза. Действительно, диаметр тормозных дисков вырос с 250 до 270 мм. Светодиодные указатели поворота в крыльях — скорее дань моде, однако они делают небольшой вклад в улучшение аэродинамических качеств машины.

Но самые интересные изменения скрываются внутри корпуса, и о них нам рассказал Даниель Дюсеп, директор по развитию Can-Am Roadsters: «Нам удалось сделать шасси более жестким в местах крепления рычагов передней подвески. Точки крепления были пересмотрены в соответствии с так называемой антиклевковой геометрией: теперь при замедлении вертикальная составляющая вектора тормозного усилия, вызывающая клевки, стала меньше. Та же сила, возникающая в повороте, вызывает крены корпуса, а значит, новая геометрия помогла справиться и с ними».

Версии RT и ST получили вместо аскетичных мотоциклетных подножек комфортные платформы для ног. Они наклонены вперед, чтобы обеспечить естественное положение стопы и помочь избежать усталости голеностопного сустава. Размер платформ позволяет ставить ногу в разных положениях и менять позу в длительных поездках.

Если ранее инженерам приходилось бороться с кренами и клевками, увеличивая жесткость пружин в ущерб комфорту ездока, то теперь более собранная новая подвеска позволила сделать пружины мягче. Как ни парадоксально, это положительно сказалось не только на комфорте, но и на управляемости. При проезде выпуклой неровности жесткая подвеска заставляет приподняться весь аппарат, из-за чего колеса на некоторое время разгружаются, теряя сцепление с дорогой. Более мягкая подвеска позволяет преодолевать неровность лишь за счет вертикального движения колеса, которое затем быстрее восстанавливает контакт с асфальтом.

Более жесткая подвеска ассоциируется в умах автомобилистов с лучшей управляемостью из-за того, что она помогает бороться с кренами и, как следствие, тяжело контролируемыми разгрузками колес в поворотах. Однако справиться с этой напастью помогают также и низкий центр тяжести, и новый стабилизатор поперечной устойчивости, который получил Spyder 2013.

Пламенное сердце Spyder — двухцилиндровый двигатель фирмы Rotax, австрийской компании с почти вековой историей, ныне входящей в группу BRP. Rotax известна не только моторами для мототехники, но и надежными двигателями для легких самолетов. Агрегат с индексом V990 на Spyder выдает ровно 100 л.с. А вот на мотоцикле Aprilia RSV Mille тот же мотор развивал все 139 лошадок.

Проверить теоретические выкладки Даниеля оказалось проще простого, прохватив по извилистым загородным дорожкам Мэриленда, а затем вернувшись в Вашингтон по скоростному шоссе. Мои руки, голова и, конечно же, пятая точка испытали глубочайшую благодарность конструкторам. Более плавный и комфортабельный Spyder стал еще понятнее и дружелюбнее в управлении. Если раньше аппарат мог рыскать на больших скоростях, то теперь стал все чаще позволять расслабить руки и меньше думать об удержании траектории. Крены в поворотах свелись к минимуму.

Важный вклад в ощущение взаимопонимания с машиной сделали новые тормоза Brembo. Замедление до нужной скорости теперь дается легче с точки зрения как физических сил, так и контроля. Напомним, что педаль под правой ногой водителя приводит в действие тормоза всех трех колес одновременно. Как на авто.

Передняя подвеска Can-Am Spyder — на двойных А-образных рычагах, как у спортивных автомобилей. Заряженная версия родстера RS-S щеголяет регулируемыми амортизаторами фирмы FOX, а люксовый туристический RT-Limited может похвастаться электропневматической регулировкой жесткости подвески прямо на приборной панели.

Мозг и органы чувств

В теории обилие электроники позволяет радикально изменить характер родстера, лишь перепрограммировав или в крайнем случае заменив блоки управления. И Spyder изменился — в сторону большей безопасности и дружелюбности. Электронная ручка газа стала легче. С ее помощью водителю предлагается распоряжаться внушительной мощностью литрового V-Twin Rotax, способного разогнать тяжелый аппарат до 100 км/ч чуть больше чем за пять секунд. Такой же силовой агрегат служил сердцем спортбайка Aprilia RSV Mille. Но распоряжаться 100-сильным табуном трицикла проще простого: алгоритм электронного дросселя позволяет сколь угодно грубо обращаться с газом на тесной парковке и лишь на высоких оборотах обостряется, чтобы сделать езду захватывающей.

Объем багажника в мотоциклетном мире принято измерять в шлемах. В носовой багажный отсек Spyder с легкостью помещаются два фулфейса. И если возможности RS на этом исчерпываются, то RT может похвастаться еще тремя багажными емкостями примерно такого же объема. Продвинутые версии ST оснащаются съемными багажными кофрами.

Система стабилизации на старом Spyder не отличалась расторопностью. Дело свое она знала, однако до 50 км/ч предпочитала дремать, позволяя отжигать резину на старте и «мести хвостом» в поворотах. Новая VSC от Bosch, обладая большей вычислительной мощностью, более пристально следит за тем, чтобы угол поворота колес соответствовал траектории.

О хулиганском визге шин теперь можно забыть. Скучно. С другой стороны, от всей души поблагодарить VSC мне тоже довелось. Испытав стремительный разгон спортивного Spyder RS и слегка закопавшись с переключением передач, я прозевал поворот на второстепенную дорогу. Сбросив скорость как мог, я просто повернул руль. Чуть соскользнув передними колесами, трицикл сообразил, чего от него хотят, и, едва не выбросив меня из седла, заправил сам себя в поворот. А ведь будь я на мотоцикле, уже подсчитывал бы ссадины и убытки.

Ветровое стекло на Spyder ST имеет пять положений, переключаемых вручную. В самой высокой позиции оно надежно защищает водителя и пассажира от ветра, позволяя расположиться в сколь угодно вольготной позе. Опуская стекло ниже, ездок вынужден наклоняться ближе к рулю, но может рассчитывать на прибавку в динамике за счет уменьшения лобового сопротивления.

Кстати, о переключениях. Spyder RS с ручной коробкой передач SM5 — отличный тренажер для начинающих мотоциклистов: можно потренироваться работать со сцеплением и переключателем без риска упасть в случае ошибки. Однако от лишних забот можно и вовсе отказаться. Полуавтоматическая коробка SE5, доступная практически для всех версий, сама переключает передачи вниз, а для перехода на повышенную достаточно просто нажать на кнопку. Рычаг сцепления на версиях с полуавтоматом отсутствует.

BRP — инновационная компания. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить исследовательский Центр будущих технологий BRP, построенный в сотрудничестве с Шербрукским университетом (Канада). Среди перспективных разработок центра — гибридный Can-Am Spyder с 600-кубовым ДВС и 20-киловаттным электромотором. Построенный на сегодняшний день прототип в динамике не уступает обычному литровому родстеру, при этом может похвастаться 30-километровым запасом хода на чистой электротяге, 600-км общей дальностью поездки на одной заправке и, разумеется, ополовиненным расходом топлива.

Чувства беспечности за рулем добавляет и обновленный электроусилитель руля Dynamic Power Steering. Наливаясь информативным усилием на прямых, руль немного легчает в поворотах, чтобы водителю было легче держать дугу. На парковочных скоростях Spyder и вовсе превращается в автомобиль с невесомым рулем и передачей заднего хода.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *