Сколько стоит болид Формулы-1?

Что такое болид F1? Это карбоновый монокок в окружении 80 тысяч навесных деталей. Монокок – основа безопасности пилота – изготавливается из углеводородного волокна, которое вдвое прочнее стали и в пять раз легче, что позволяет сверхпрочному корпусу весить 35-40 кг. Его стоимость колеблется в пределах €520-960 тыс.

Здесь нужно учитывать тот факт, что научные разработки в области безопасности гонщиков не прекращаются ни на один день. Технология производства корпусов болидов год от года совершенствуется.

Летают гоночные машины по трассе, разгоняемые суперсовременными и технологичными двигателями с небольшим объёмом (1,6 литра) и турбонаддувом. В сезоне 2018 года команды используют двигатели четырёх производителей: «Рено», «Мерседеса», «Хонды» и «Феррари». Продавали они их до сей поры по €4 млн за штуку. Поскольку на каждого гонщика разрешено использовать по пять двигателей, а основных пилотов два, команде двигатели обходились в €40 млн.

Но Международной автомобильной федерации (FIA) не без помощи шантажа удалось убедить производителей снизить цену до €2,4 млн за один двигатель, начиная с сезона 2018 года.

Впрочем, с сезона 2019 года планируется ограничить гонщиков двумя двигателями за сезон – сами производители считают это достаточным. Но большой вопрос, останется ли прежней цена за один двигатель.

Теперь обратимся к трансмиссии: полуавтоматическая восьмиступенчатая коробка передач обходится команде €480 тыс. Болиды имеют невероятно сложную систему подвески, позволяющую лихо проходить скоростные повороты. Все элементы сделаны из титана и углепластика, комплект передних и задних рычагов – это €120 тыс, при этом нужно на каждую гонку ставить новый комплект стоимостью, эквивалентной, например, четырём Cadillak XT5.

Мы дошли до системы, обеспечивающей машине прижимную силу. Стоимость переднего антикрыла вкупе с носовым обтекателем около €240 тыс, регулируемое заднее антикрыло имеет варианты по цене от €65 до €120 тыс.

Топливный бак вместе с установкой €110 тыс, система охлаждения двигателя €180 тыс, рулевое колесо €55-60 тысяч. К слову, руль – один из немногих элементов болида, не являющихся одноразовыми.

Особое внимание, конечно, уделяется тормозной системе. Нужны считанные секунды, чтобы остановить машину со скорости 300 км/час, что приводит к возникновению гигантских температур – до 1000 градусов. Поэтому карбоновые диски и колодки, четыре пары которых стоят €14,5 тыс, после каждого Гран-при подлежат замене.

На каждый этап команда получает по 13 комплектов резины стоимостью €1380 за четыре колеса.

Наконец, нервы болида – электроника. Полторы сотни датчиков, выдающие до тысячи различных показаний в секунду, более километра проводов, по которым эти данные сходятся в передающий блок. Компьютерный комплекс в гараже, принимающий и обрабатывающий все параметры работы машины.

Конечно, здесь у всех свои секреты, и у каждой команды стоимость телеметрии своя, но цена одного только софта для этого хозяйства примерно известна и находится в районе €100 тыс.

Есть ещё такие расходные материалы, как титановые гайки и болты, алюминиевые колесные гайки и т.д.

Сиденье пилота – совершенно индивидуальная тема: оно изготавливается с учётом антропометрических данных гонщика и крепится таким образом, чтобы в случае аварии легко и быстро вынималось из монокока.

Если 3-4 года назад болид можно было собрать за €6 млн, то сегодня, по оценкам специалистов, базовая стоимость составляет около €12 млн.

Ни для кого не секрет, что в Формуле-1 крутятся огромные деньги. Чтобы занять место на подиуме, порой приходится вложить миллионы долларов. Но сколько стоит сам формульный болид, откуда берутся источники финансирования и как гоночные команды распределяют свой бюджет, чтобы добиться успеха?

Бюджет лидеров Формулы-1 исчисляется сотнями миллионов долларов – в этом они похожи на крупные коммерческие предприятия. Но, в отличие от последних, чья деятельность направлена на получение прибыли, гоночные коллективы почти все доступные (а зачастую и взятые в долг) средства тратят на борьбу за трофеи.

Вся финансовая философия автоспорта состоит в том, чтобы победить на трассе, несмотря на убытки. Никому не придет в голову сэкономить и закончить чемпионат внизу турнирной таблицы, при этом получив коммерческую выгоду. Но в этой философии есть и другая сторона – чем лучших результатов добивается команда, тем больше призовых денег ей достанется.

Точная цифра расходов команд Формулы-1 является одной из самых охраняемых тайн, но по информации из открытых источников можно сделать вывод, что в среднем годовой бюджет конюшни составляет 180 млн долларов. Наибольшей суммой располагает Red Bull – судя по финансовой отчетности, бюджет австрийского «Красного быка» в прошлом году достиг почти $400 млн. Естественно, аутсайдеры тратят в несколько раз меньше.

Источники финансирования

Строго говоря, существует лишь три источника, из которых команды могут черпать деньги. Главный из них – поступления от спонсоров.

Кожух двигателя, верхний обтекатель, боковины радиаторов и заднее антикрыло – самые дорогие рекламные места на болиде Формулы-1. В топ-командах размещение логотипа на любой из этих позиций обойдется спонсорам минимум в $20 миллионов. Но и остальные места на корпусе также становятся объектом продажи. Дешевле всего стоит нижняя кромка бокового обтекателя, хотя и здесь цены доходят до $100 тысяч у аутсайдеров и до $1,5 млн. у лидеров.

Над привлечением спонсоров трудятся целые маркетинговые отделы, а это минимум несколько десятков человек в одном. Но бывает, что деньги приходят в команду вместе с гонщиком, который пусть и не обладает выдающимся талантом пилотирования, но зато имеет финансовую поддержку крупной компании.

Классическим примером является Юкио Катаяма, который не снискал лавров на трассе, но благодаря покровительству Japan Tobacco принял участие в 97-ми гран-при в составе Larrousse, Tyrrell и Minardi. Можно также вспомнить другого японца – Стаору Накаджима, который стал бесплатным «довеском» к моторам Honda для Lotus в конце 1980-х.

Командам среднего и низшего эшелона часто приходится ангажировать таких пилотов – причем деньги, которые они приносят, часто используются для совершенствования болида, так что с этой точки зрения даже с рента-драйвером за рулем он едет быстрее.

В среднем спонсоры обеспечивают до 40% бюджета команд Формулы-1.

Еще один важный источник дохода – призовые, распределяемые между конюшнями в зависимости от результатов их выступлений и от «исторической роли». Доходы гоночной серии Формулы-1 составляют более $1 млрд в год. Эта сумма складывается из поступлений от продажи прав на телетрансляции, от титульных спонсоров (Rolex и Emirates), сюда также включены выплаты от владельцев трасс и промоутеров гран-при.

Половина доходов распределяется между владельцами коммерческих прав, 2,5% достаются Ferrari из-за ее особого привилегированного статуса, а остальное делят между собой десять лучших команд – пропорционально занятым местам в Кубке конструкторов. Помимо того, дополнительные бонусы получают Red Bull, Mercedes-Benz, McLaren и Williams – за «стаж».

Третий основной источник финансовых средств – вклады собственников команд, которые могут достигать 20% общего бюджета.

Нелогичные инвестиции

Несведущему обывателю наверняка трудно понять, почему кто-то хочет владеть командой Формулы-1. Тем не менее, собственниками двигает не только спортивный интерес.

В долгосрочной перспективе владельцы могут получить финансовую выгоду за счет разницы между ценой покупки и ценой продажи. Эта разница тем выше, чем больших успехов добилась команда при этом собственнике.

Недавний пример – команда Росса Брауна Brawn Grand Prix. Компания Honda после многолетних неудач продала заводскую конюшню ее бывшему директору за символический 1 доллар. Год спустя уже ставший чемпионским коллектив был выкуплен концерном Daimler-Benz за 110 млн фунтов стерлингов. Неплохая прибыль на один вложенный доллар!

Помимо прямой прибыли бывает и косвенная. В частности, крупные компании, чья сфера деятельности не ограничивается одной лишь Формулой-1, получают выгоду от постоянного присутствия своих торговых марок на экранах телевизоров и в СМИ.

Аналитики издания Formula Money установили, что в период 2010-13 гг., когда Себастьян Феттель четыре раза подряд становился обладателем чемпионского титула, Red Bull был самым узнаваемым брендом в Формуле-1. Подсчеты показали, что общая стоимость всего телевизионного времени, когда на экранах мелькали болиды Феттеля или Уэббера с логотипом Red Bull, составила бы $ 1,275 млрд, в то время как на самом деле австрийский концерн вложил в четыре раза меньше.

Где деньги?

Типичная команда среднего звена тратит в год около $240 млн. Деньги расходуются по четырем главным направлениям.

По 63 млн долл. уходит на исследования и проектирование болида, а также на зарплаты персонала, включая гонщиков. 60 млн – на производственные затраты, оставшиеся средства покрывают оперативные расходы.

Из финотчетности почившей команды Caterham видно, что даже болид, занимающий последнее место на стартовой решетке, стоит $2,7 млн – и это без учета двигателя. Голое шасси стоит $1,5 млн, диффузор – еще $457 тысяч, даже одна опора стойки амортизатора обойдется не менее чем в 15 тыс. долларов.

С ценой престижного внедорожника сравнима стоимость многофункционального рулевого колеса, посредством которого гонщик, помимо собственно руления, может управлять еще более чем 40-ка операциями – сцеплением, изменением тормозного баланса, связью с боксами, регулированием состава топливной смеси и т.д.

Такой штурвал, более уместный в кокпите современного истребителя, стоит около $76 тысяч.

Неудивительно, что и пилоты, управляющие столь дорогими механизмами (а иногда и разбивающие их в хлам), хорошо зарабатывают. Так, четырехкратный чемпион Себастьян Феттель, заключивший трехлетний контракт с Ferrari, по слухам, получает 25 млн евро в год без учета бонусов.

Вкладывая миллионные суммы в гонщиков, команды должным образом заботятся и об их безопасности. Помимо защитных конструкций самого болида важное значение имеет экипировка пилота. Гоночный комбинезон, способный выдерживать открытое пламя 40 секунд, стоит почти $1000, еще дороже обходится шлем – $7600. Однако эти расходы – сущие пустяки в сравнении с остальными тратами команд.

Зарплата Неймара за 127 дней.

«Формула-1» – очень дорогое удовольствие, и об этом знают практически все любители спорта. Стоимость вхождения в Гран-при настолько велика, что бюджет самой нищей команды чемпионата все равно достигает 130 млн долларов. Конечно, далеко не все деньги спускаются исключительно на болиды, ведь конюшне нужно платить зарплату пилотам и как минимум двум сотням других сотрудников, финансировать передвижения по всему земному шару и находить средства для развития техники вместе с производством новинок. Но все равно расходы на машины остаются самыми важными для любого участника гонок — и почему бы не посчитать, во сколько же обходится простая сборка одного болида?

Внутреннее устройство

Самой дорогой и спорной «внутренностью» болида является его ревущее сердце под кодовым названием «двигатель» стоимостью примерно в 2,77 млн долларов. У внушительного ценника есть оправдание: все-таки нынешнее поколение силовых установок — самое технологичное, продвинутое и эффективное в истории.

В комплект к мотору требуется новая восьмиступенчатая роботизированная коробка передач способная преодолевать дистанцию минимум шести Гран-при. Полный пакет всех деталей трансмиссии оценивается еще в 2,23 млн долларов — и лет шесть-семь назад эти агрегаты обходились намного дешевле, но после перехода на новые правила требования к коробкам передач возросли, потянув за собой и стоимость. Выхлопная система завесит на еще 234 тыс, а радиаторы – на 11 тыс.

Монокок, вокруг которого и выстраивается весь болид, требует вложений на 1,39 млн долларов, а на днище (и речь сейчас не о плохом пилоте) тратят еще 80 тыс. Установка одного сиденья для гонщика обходится в «жалкие» 2 тыс долларов.

Топливный бак тоже не вызовет в бюджете коллапса из-за ценника в 20 тыс, но вот само горючее разоряет команду как следует. Полная заправка эксклюзивной смесью на всю программу Гран-при потянет почти на 1 млн долларов.

Электрооборудование

В XXI веке болид уже невозможно представить без огромного количества компьютеров, датчиков, данных и телеметрии. Для сбора, обработки и контроля над каждым элементом машины конструкцией предусмотрены настоящие бортовые вычислительные центры — и как раз они являются самой дорогой частью гоночного авто. Вся электроника оценивается в 4 млн долларов, а руль, куда выводятся десятки страниц с важной информацией, стоит «лишь» 60 тыс.

Однако ни одна из систем (зажигание в том числе) не заработает без соответствующего программного обеспечения. Его цена не так уж велика — примерно 130 тыс долларов (конечно, у индусов будет дешевле, но и риск нарваться на «синий экран» и проиграть гонку несоизмеримо больше).

Всего — 15,881 млн долларов

Также на болид устанавливают комплект видеокамер стоимостью 140 тыс долларов, но эти расходы несет организатор, и потому в итоговую сумму они не включены.

Безусловно, в «Формуле-1» не просто так присутствуют несколько крупных производителей разных продуктов, так что в характеристиках и стоимости болидов разных команд могут встречаться расхождения. К тому же, многие конюшни-аутсайдеры не заключают эксклюзивных контрактов с поставщиками топлива и гоняются на более доступных вариантах, проигрывая заводским коллективам по скорости, но укладываясь в бюджет. Тем не менее, большая часть расходов непосредственно на одну машину все равно остается примерно одинаковой.

Если учесть исключительно сборку двух болидов, выезжающие на первую квалификацию сезона в Австралии, то на них уходит 31,7 млн долларов или 24 процента самого маленького бюджета «Ф-1». За сумму, потраченную лишь на одну высокотехнологичную гоночную машину, можно купить либо 2 200 экземпляров «Лады Калины» (при средней стоимости в 400 тыс рублей), либо 158 штук «Порше 911 Каррера», либо 11 шикарных «Феррари ЛаФеррари», 5 убойных «Мерседес» AMG Project One или три уютнейших коттеджа в старой доброй Англии — но всего лишь 1/10 Коутиньо или примерно 5 кг Неймара (кстати, он зарабатывает эту сумму за 127 дней). Может, «Формула-1» не такая уж и дорогая?

Кстати, многие команды продают лучшие машины с аукциона, но им редко удается компенсировать больше половины вложенных средств. Например, самым дорогим современным болидом стала «Феррари» F2001 Михаэля Шумахера, на которой он выиграл свой последний Гран-при Монако – ее купили за 7,5 млн долларов.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *