Причины перегорания предохранителей

Начнем с самого важного — с причин перегорания предохранителей. Ведь просто так нечего не происходит и прежде чем ставить «жучек», необходимо определиться с причинами поломки предохранителя.

Их может быть несколько:

Перегорание предохранителя от короткого замыкания Самая банальная и распространенная причина перегорания предохранителя – это короткое замыкание. В результате данного события ток резко возрастает, на что и реагирует плавкая вставка в предохранителе, перегорая.
Перегруз так же ведет к перегоранию предохранителя Так же достаточно частым явлением является перегорание проводника при заклинивании приводного механизма питающей цепи. В этом случае предохранитель действует как защита от перегрузки.
Зависимость силы тока от напряжения Следующей возможной причиной того что вам потребуется искать провод для предохранителя может быть скачек напряжения. При резком и главное длительном снижении напряжения, ток, согласно закону Ома, пропорционально возрастает. Это может привести к перегоранию предохранителя. При непродолжительных по времени скачках такое происходит крайне редко.
Работа предохранителя на грани срабатывания Еще один возможный вариант, это частая работа предохранителя на грани срабатывания. Когда ток, протекающий через него, близок к номинальному, проволока для предохранителей сильно нагревается. Затем остывает, и опять нагревается. Такой режим изменяет структуру металла, из-за чего предохранитель может перегореть при значительно более низких значениях тока.
Наиболее частые причины перегорания предохранителей в процентном соотношении Именно для исключения таких случаев качественные предохранители выпускают из максимально чистых металлов. У них изменение структуры при частых перепадах температур минимизировано.

Выбор диаметра проволоки и ремонт предохранителя

Ну, а теперь давайте перейдет к основному вопросу нашей статьи – выбору диаметра и непосредственно ремонту. Начнем с первого.

Выбор диаметра проводника

Диаметр проводника в предохранителях четко рассчитан. Если вы выполняете замену, то должны установить проводник такого же диаметра. Иначе ваш предохранитель не будет выполнять свою функцию по защите электрической сети.

Диаметр провода в зависимости от номинального тока предохранителя

  • Сделать это можно несколькими способами. Наиболее простой взять сечение провода для предохранителя, и таблица стандартных значений позволит осуществить вам выбор. Для этого достаточно измерить диаметр провода.

Измерение диаметра провода

  • Диаметр провода можно измерить с помощью штангенциркуля или даже обычной линейки. Если диаметр проволоки для предохранителя слишком мал, то измерения можно произвести следующим образом. Проволоку наматываем на любой небольшой предмет – зажигалку, карандаш, ручку.

Измерение диаметра проволоки при помощи линейки или штангенциркуля

  • Желательно сделать 10-20 витков, для большей точности измерения. Витки делаем максимально плотными, для исключения пространства межу ними. Затем измеряем диаметр всех витков. Полученное значение делим на количество витков. Вот вам и диаметр провода для предохранителя.

Обратите внимание! При данном способе измерения диаметра у вас наверняка будет небольшая погрешность, связанная с недостаточной плотностью витков. Поэтому полученное число округляем для ближайшего меньшего.

  • Расчет предохранителя из медной проволоки можно произвести и для значений, не указанных в таблице. Для этого нам необходимо знать требуемый ток плавкой вставки и материал проволоки.
  • Для того чтобы вычислить диаметр медной проволоки для предохранителя до 7А, нам следует воспользоваться приведенной ниже формулой. В этой формуле d – рассчитываемый диаметр, Iпл – требуемый ток плавкой вставки, k – коэффициент учитывающий материал проволоки. Для меди он составляет 0,034.

На фото формула расчета диаметра провода

  • Если вы хотите своими руками вычислить диаметр проволоки для вставки на номинал выше 7А, то вам следует воспользоваться формулой, приведенной ниже. В этой формуле m – коэффициент учитывающий материал проволоки. Для меди он равен 80.

Формула расчета диаметра провода

  • Если толщина провода для предохранителя в результате расчета или выбора по таблице получилась таковой, какой нет в наличии. То можно добиться требуемого диаметра за счет соединения нескольких проволок разного сечения. Хотя этот вариант и несколько хуже.

Поправочные коэффициенты для формул в зависимости от материала провода

Ремонт предохранителей

Установка вместо калиброванной плавкой вставки в предохранитель проволоки в простонародье называется установкой «жучка». Любой «жучек», согласно нормам ПУЭ, недопустим, так как не всегда способен качественно защитить электроустановку.

Тем не менее к такому способу ремонта предохранителей прибегают достаточно часто. Особенно когда под рукой нет запасного предохранителя.

  • Установка «жучка» вместо предохранителя зависит от его типа. Если это трубчатый предохранитель на большой номинальный ток, то такие изделия обычно имеют разборную конструкцию как на видео.

Съёмные плавкие вставки

  • То есть, предохранитель можно раскрутить. Изъять перегоревшую плавкую вставку и вместо нее установить предохранитель из медного провода.
  • С изделиями меньших номиналов все немного сложнее. Обычно они изготавливаются неразборными, в связи с чем придётся повозиться.

Ремонт трубчатого предохранителя

  • Если перед вами трубчатый предохранитель стеклянного или керамического типа, то они обычно имеют металлические оконцовки. Для установки «жучка» их необходимо просверлить с двух сторон и в полученную полость вставить наш проводник. Отверстие вместе с проводником желательно затем запаять.
  • С ножевыми предохранителями выполнить ремонт своими руками несколько сложнее. Тут просверлить отверстие не получится, так как крепить провод необходимо к ножам, которые скрыты под корпусом. В этом случае сечение провода предохранителя на 10 А или другого номинала крепят непосредственно на ножи перед корпусом. А затем устанавливают предохранитель.

«Жучок» на ножевой предохранитель

Обратите внимание! Такой способ намного опаснее. Так как при перегорании провода возможно его разбрызгивание по соседнему оборудованию. К пожару это может и не привести, но повредить оборудование может.

Расплавленные брызги металла на корпусе предохранителя

  • Именно, исходя из этих причин, наша инструкция не советует наматывать проволоку непосредственно на контакты-держатели предохранителей. Это же касается намотки провода поверху корпуса трубчатого предохранителя.

Установка «жучка» поверх предохранителя

  • Отдельный вопрос — предохранители с наполнителем. Наполнитель необходим для более быстрого погасания электрической дуги. Обычно такие изделия имеют разборную конструкцию и для них необходима такая же толщина проволоки для предохранителя, как и для других трубчатых изделий. Песок же, который находится внутри изделия, сначала ссыпаем, а затем опять засыпаем в предохранитель.

Назначение монтажного блока

Электрическую систему современного автомобиля нельзя назвать простой, и с каждым годом она становится все более сложной и менее понятной рядовому автолюбителю. Поэтому уже давно остро встал вопрос об упрощении обслуживания и ремонта электросистемы. Одним из путей решения этой задачи стал особый подход к компоновке определенных компонентов системы. В частности, оказалось удобным объединить в одном компактном блоке все (или большинство) реле и предохранителей — так появился монтажный блок, который сегодня есть в каждом автомобиле.

Монтажный блок — центральный модуль электрической системы автомобиля, в котором объединены элементы управления и защиты (реле и предохранители) основных электрических цепей и отдельных компонентов. Монтажный блок делает ненужной установку десятков реле в разных местах автомобиля, а также облегчает обслуживание и ремонт электросистемы — все реле и предохранители собраны в одном месте, поэтому найти среди них неисправные становится проще. А при необходимости можно просто-напросто заменить весь монтажный блок, и для этого не придется использовать паяльник, так как соединение блока с электросистемой производится с помощью унифицированных разъемов.

Таким образом, монтажный блок — один из ключевых компонентов электрической системы автомобиля. В блоке, как в центре управления, берут свое начала все основные автомобильные электрические цепи, и при обнаружении их неисправности первым делом необходимо проводить проверку монтажного блока — в большинстве случаев причина неисправности будет обнаружена именно в нем.


  • Блок монтажный ВАЗ-21083 Н/О ТОЧМАШ

    3 585 ₽


  • Блок монтажный ВАЗ-2108-093 Н/О АВАР

    3 675 ₽


  • Блок монтажный ВАЗ-2107 Н/О АВАР

    2 390 ₽


  • Блок монтажный ВАЗ-2108,2115 Н/О АВАР

    3 195 ₽


  • Блок монтажный ВАЗ-2105,2107 ТОЧМАШ

    3 290 ₽


  • Блок монтажный ВАЗ-2107 инжектор Н/О АВАР

    2 815 ₽


  • Блок монтажный ВАЗ-2105 Н/О АВАР

    2 420 ₽

  • 3 290 ₽

  • Блок монтажный ВАЗ-2123 АВАР

    2 150 ₽


  • Блок монтажный ВАЗ-2110 АВАР

    2 330 ₽

Устройство монтажного блока

Независимо от типа и применения, все монтажные блоки имеют принципиально одинаковое устройство. Типичный монтажный блок состоит из следующих компонентов:

  • Пластиковый корпус;
  • Печатная плата (или несколько плат), несущая все основные компоненты;
  • Реле включения основных цепей электросистемы (на схемах и на плате обозначаются буквой «K» с цифровым индексом);
  • Предохранители защиты основных цепей (на схемах и на плате обозначаются буквой «F» с цифровым индексом);
  • Разъемы для подключения блока к электрической системе (ранее разъемы обозначались буквой «Ш», сегодня — буквой «X»).

Все эти компоненты содержатся как в монтажных блоках старых «Жигулей», так и в блоках самых современных автомобилей — принципы включения и защиты электрических цепей за последние десятилетия не изменились, поэтому и монтажные блоки не претерпели принципиальных изменений.

Несколько слов нужно сказать об отдельных компонентах монтажного блока.

Плата. В блоках используется два типа плат для установки компонентов — традиционные платы из фольгированного стеклотекстолита для печатного монтажа и современные пластиковые платы для монтажа на разъемах. Пластик более дешев и прост в обработке, стеклотекстолитовые платы более надежны, но сегодня чаще можно встретить монтажные блоки, в которых все детали установлены на пластике с помощью специальных разъемов. Преимущество пластиковых плат заключается в том, что снять и установить реле или предохранитель можно буквально голыми руками, в то время как для ремонта блока с печатным монтажом придется использовать паяльник.

Предохранители. Еще не так давно в автомобилях повсеместно использовались цилиндрические предохранители с плавкими вставками, однако сегодня практически на всех машинах устанавливаются более удобные и надежные ножевые предохранители. Они выполнены в виде прямоугольного пластикового корпуса, внутри которого проложена плавкая вставка, в нижней части которого расположено два плоских (ножевого вида) контакта, вставляемых в разъемы. Также в автомобилях находят применение биметаллические предохранители многократного действия.

Реле. В монтажных блоках используется два основных типа реле, которые отличаются устройством и принципом работы:

  • Электромагнитные реле включения и выключения компонентов — обычные реле, контакты которых замыкаются и размыкаются при подаче и снятии управляющего напряжения;
  • Специализированные реле (реле времени, реле-прерыватели) — в данных реле встроен компактный электронный блок (собственно – реле времени), который с определенной периодичностью включает и выключает те или иные компоненты.

С помощью обычных реле включаются фары, стеклоподъемники, отопитель и другие компоненты автомобиля. Через специализированные реле подключены стеклоочистители, сигналы поворота, аварийная сигнализация и другие компоненты. Обычно назначение реле (а также его схема и назначение контактов) указано на его корпусе. Эта же информация (а также расположение и назначение предохранителей) дублируется на крышке монтажного блока, что минимизирует вероятность ошибки при обслуживании и ремонте.

В современных монтажных блоках предусмотрена еще одна деталь — специальный пластиковый пинцет-зажим для удобного извлечения и вставки ножевых предохранителей.

В целом, монтажный блок спроектирован и изготовлен таким образом, чтобы упростить его обслуживание и ремонт, и чтобы эта работа была доступна даже автомобилисту с минимальными знаниями в области электротехники.

Функции монтажного блока и его компонентов

Большинство цепей электрической системы любого транспортного средства имеют защиту от коротких замыканий и перегрузок в виде предохранителей, а включение и выключение практически всех электрических приборов производится с помощью реле. Все эти компоненты, как уже было сказано, собраны в монтажном блоке. Однако ряд цепей, в который протекают значительные токи, не имеют предохранителей — обычно это цепи пуска двигателя (зажигания) и заряда батареи (здесь ток достигает десятков и сотен ампер, что затрудняет защиту). Хотя сегодня во многих автомобилях предусмотрены мощные предохранители и для этих цепей.

Монтажный блок может содержать свыше десяти реле, в том числе реле включения стартера, контроля исправности ламп, включения ближнего и дальнего света фар (в некоторых автомобилях интегрированы с реле габаритных огней), противотуманных фар, стеклоочистителя (и дополнительно реле включения разных скоростей стеклоочистителя), очистителей фар, электрических стеклоподъемников, подогрева заднего стекла, звукового сигнала, вентилятора системы охлаждения, обогрева сидений, а также реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.

Однако далеко не все виды реле имеются на каждом автомобиле. Например, обогрев передних сидений — это опция, поэтому и соответствующие реле устанавливаются опционально. То же относится к очистителям фар, противотуманным фарам и многим другим системам.

Что касается предохранителей, то они защищают все цепи, за описанными выше исключениями. Причем очень часто один предохранитель обеспечивает защиту сразу нескольких цепей (до десяти и более), в которых протекают одинаковые токи. Поэтому нередко из-за перегорания одного предохранителя в автомобиле перестает работать несколько систем или компонентов, контрольных ламп или приборов. Для опытного автомобилиста, знающего назначение каждого из предохранителей, такая ситуация может помочь диагностировать неисправность. А для рядового автомобилиста это может стать настоящей проблемой, трудно поддающейся объяснению.

Монтажные блоки — типы и применимость

Все монтажные блоки в зависимости от состава и назначения можно условно разделить на два типа:

  • Основной монтажный блок — имеется на каждом автомобиле, в нем находятся основные реле и предохранители;
  • Вспомогательный монтажный блок (блок предохранителей) — отдельный модуль, содержащий предохранители, а иногда и некоторые вспомогательные реле.

В очень многих автомобилях, в том числе и в отечественных, устанавливается только один монтажный блок, содержащий все реле и предохранители.

Нужно сказать о наиболее распространенных типах монтажных блоков, используемых на отечественных автомобилях ВАЗ. На сегодняшний день их довольно много:

  • 15.3722 — для автомобилей ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107;
  • 17.3722 — для автомобилей ВАЗ-2108, 2109 и 21099;
  • 2105-3722010-02 и 2105-3722010-08 — для автомобилей ВАЗ-21054 и 21074;
  • 2110 — для автомобилей ВАЗ-2110, 2111 и 2112;
  • 2114-3722010-60 — для автомобилей ВАЗ-2108, 2109 и 2115;
  • 2114-3722010-40 — для автомобилей ВАЗ-2113, 2114 и 2115;
  • 2170 — для автомобилей ВАЗ-2170 и 21703 (Lada Priora);
  • 21723 «Люкс» (и его аналог DELRHI 15493150) — для автомобиля ВАЗ-21723 (Lada Priora в кузове хетчбэк);
  • 11183 — для автомобилей ВАЗ-11173 (Lada Kalina в кузове универсал), 11183 (Lada Kalina в кузове седан) и 11193 (Lada Kalina в кузове хетчбэк);
  • 2123 — для автомобиля ВАЗ-2123 (предшественник Chevrolet Niva, выпускавшийся с 1998 по 2002 годы).

Здесь приведено только краткое обозначение монтажных блоков, но блоки для различных модификаций автомобилей имеют различные цифровые индексы, в которых зашифрована основная информация.

Интересно отметить, что сегодня рынок предлагает большое количество монтажных блоков для автомобилей ВАЗ восьмого и девятого семейства («Самара» и «Спутник»), а также для родственного автомобиля ВАЗ-2115. Это объясняется распространенностью данных моделей, выпуск которых был прекращен относительно недавно. Причем многие производители предлагают свои аналоги монтажных блоков 17.3722 (блок старого образца) и 2114-3722010-60 (блок нового образца), поэтому для владельцев данных авто нет проблем найти и заменить вышедший из строя монтажный блок или его отдельные компоненты.

Монтажные блоки автомобилей иностранного производства отличаются разнообразием и многочисленностью моделей, поэтому их здесь мы рассматривать не будем. Заметим лишь, что при ремонте или замене блока на иномарке необходимо обязательно уточнять каталожный номер данного компонента (или его отдельных деталей) для каждого конкретного автомобиля, его модификации и года выпуска.

Местоположение, снятие и установка монтажного блока

На сегодняшний день применяются четыре типа размещения монтажного блока в автомобиле:

  • В салоне (так монтажный блок расположен в автомобилях ВАЗ «Классика» (2101, 2102, 2103, 2106), ВАЗ-2110, 2111 и 2112, в новых Lada Kalina, а также в автомобилях «Волга»);
  • В моторном отсеке (там блок располагается в автомобилях ВАЗ-2104, 2105 и 2107, в некоторых моделях «Волга», «Москвич-2140» и других);
  • Между моторным отсеком и лобовым стеклом (такое расположение блока можно обнаружить в ВАЗ-2108, 2109, 21099, 2113, 2114 и 2115, а также в «Москвич-2141»);
  • Под задним сиденьем (в отечественных автомобилях не встречается, такая схема установки используется только в некоторых автомобилях иностранного производства).

Демонтаж и разборка монтажного блока производится одинаково независимо от его положения и типа:

  1. Снять верхнюю крышку с блока (обычно крепление крышки осуществляется с помощью пластиковых защелок, которые необходимо отжать);
  2. Отсоединить от блока все доступные жгуты проводов, при этом имеет смысл их промаркировать;
  3. Снять блок (обычно он монтируется с помощью болтов или винтов);
  4. Отсоединить жгуты проводов, расположенные в нижней части, которая стала доступна после снятия блока;
  5. Разобрать монтажный блок (снять нижнюю крышку, которая чаще всего держится на винтах).

На снятом и разобранном монтажном блоке можно производить проверку реле и предохранителей, а также целостность токопроводящих дорожек, контактов и т.д. Сборка и установка монтажного блока производится в обратном порядке.

Основные неисправности монтажного блока, их диагностика и ремонт

Любой опытный автомобилист и автоэлектрик при обнаружении неисправности в электрической системе автомобиля в первую очередь обращает внимание на монтажный блок — чаще всего неисправность связана с выходом из строя отдельных его компонентов. Возможны четыре основных неисправности монтажного блока:

  • Перегорание предохранителя;
  • Поломка реле;
  • Перегорание или иное повреждение токопроводящих дорожек (например, из-за коррозии);
  • Механическое повреждение и поломка контактов.

Предохранители. Наиболее частой причиной залезть в монтажный блок становится перегоревший предохранитель. Однако прежде чем менять предохранитель, необходимо выяснить причины его перегорания, нередко это происходит из-за поломки защищаемого компонента или короткого замыкания в защищаемой данным предохранителем цепи. Так что сначала нужно провести диагностику электрической цепи, при необходимости произвести ремонт, а уже затем ставить новый предохранитель.

Реле. Поломка реле диагностируется довольно просто: сначала нужно поменять предохранитель, а если это не помогло, то вставить между контактами реле проволочную перемычку — если после этого в цепи появляется ток (то есть, неисправность устраняется), то реле подлежит замене. В противном случае поломку искать необходимо в самой цепи. В современных монтажных блоках реле устанавливаются с помощью разъемов, не требующих пайки, поэтому ремонт можно провести легко и быстро.

Токопроводящие дорожки. Повреждения токопроводящих дорожек искать довольно трудно, так как они видны далеко не всегда. Такая неисправность устраняется только одним способом — припайкой проводника между ближайшими контактными точками, которые соединяла поврежденная дорожка. Это требует навыков пайки, современные блоки, полностью изготовленные из пластика, могут доставить неприятности и опытным электрикам, так как любое неосторожное движение паяльником приведет к частичному расплавлению пластика, что может потребовать более серьезного ремонта или даже замены всего монтажного блока.

Контакты. В типичном монтажном блоке десятки контактов, расположенных в разъемах реле и предохранителей, а также в разъемах подключения к электрической системе автомобиля. Поломку контакта, появление в нем коррозии или просто изменение его положения обнаружить непросто, трудно и устранить любую из этих неисправностей. Наиболее просто избавиться от коррозии или загрязнения, это можно сделать как с помощью ножа или наждачной бумаги, так и с помощью специальных средств. Просто и вернуть отошедший контакт на место, хотя иногда для этого может понадобиться пайка. А обломившийся контакт заменить не всегда возможно, иногда для этого придется много паять, поэтому в некоторых случаях проще купить новый монтажный блок.

Диагностика и устранение неисправностей монтажного блока, как и всей электрической системы автомобиля — дело для человека, не знакомого с основами электротехники, непростое, а иногда и вовсе невозможное. Поэтому лучшим решением будет обратиться в автосервис или к автоэлектрику, который быстро заставит автомобиль работать.


Простой регулируемый источник питания 1.2-30В; 10А на LM317(автор Tonich от 6.08.2013г.) не имеет защиты от перегрузки и тока к.з. В недрах Интернета нашлась простая схема защиты — электронный предохранитель. Это устройство подключается между нагрузкой и источником питания.
Вот электрическая схема ЭП.

Контактами Х1 и Х2 устройство подсоединяется к источнику питания. Нагрузка подключается к контактам Х3, Х4. Устройство представляет собой электронный ключ, выполненный на транзисторах VT1 … VT3. Электронный ключ управляется датчиком тока собранном на резисторах R1, R2 и потенциометре R4.
При превышении тока нагрузки, установленного потенциометром R4, падение напряжения на эмиттерном переходе транзистора VT3 приводит к его открыванию и, как следствие, шунтированию эмиттерного перехода VT1. Напряжение на базе VT1 относительно его эмиттера оказывается настолько мало, что VT1 запирается и ток через него не течёт. Вследствие этого цепь VT1-R5 оказывается разорванной, и напряжение на базе VT2 становится ниже порога его срабатывания, транзистор VT2 оказывается закрытым, а нагрузка обесточена. После устранения к.з. (или перегрузки) процессы, начиная с VT3 , происходят в обратном порядке.
Порог срабатывания ключа на транзисторе VT3 устанавливается потенциометром R4. Тем самым определяется максимально допустимый ток, при котором сработает ЭП.
Мощный резистор R3 служит для ограничения тока через VT2. Конденсатор С1 подавляет импульсные помехи (микроискрения), возникающие при скольжении ползунка по резистивному слою потенциометра.
Технические характеристики:
Рабочее напряжение — 5…30В.
Диапазон регулировки тока срабатывания — 0,1…3, 5А.
Компоненты:
R3 — 0,5 Ом , мощный 10 Вт, остальные резисторы мощностью 0,25 Вт.
R1 — 470 Ом.
R2, R6 — 1 кОм.
R5-110 Ом.
R4 — резистор подстроечный — 4,7 кОм.
VT1-VT3 транзисторы BC 547B (KT 3102A)
VT2- транзистор КТ 805АМ, КТ 808АМ, КТ 819ГМ , 2N3055 установить на радиатор площадью не менее 100 кв.см с использованием термопасты.
После сборки подключил ЭП к источнику питания. В качестве нагрузки использовал мощный проволочный резистор сопротивлением 3 Ом. Ползунок потенциометра R4 установил на минимальное сопротивление, подал с нуля напряжение на ЭП. На вольтметре, подключённому к источнику питания — 30 В, на нагрузке ток и напряжение по нулям. Установил ползунок R4 на максимальное сопротивление. При токе 3,8А ЭП сработал. Так как хотелось увеличить ток срабатывания, решил уменьшить сопротивление резистора R3 до 0,3 Ом. Ток срабатывания удалось довести до 6 А. Больше не пытался устанавливать, т.к. транзистор КТ805АМ рассчитан на ток 5А. После срабатывания ЭП повторное включение возможно секунд через 15.
Электронный предохранитель можно выполнить и на мощном полевом транзисторе, но об этом в следующей статье.
Печатная плата в программе Layout 6.0

Скачать печатную плату: EP.lay6 (cкачиваний: 944)

Теги: электронный предохранитель, источник питания

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *