Кто смотрел фильм «Самый быстрый Индиан» (2005 г.)? Это фильм о жизни именно его. Берт Монро из города Инверкаргилл, в Новой Зеландии, легендарный человек. Это, пожалуй, самый известный гонщик озера Бонневиль.
Он участвовал в 1961 и 1967 годах в заездах на соляных равнинах. И фильм, где Энтони Хопкинс сыграл этого слегка сумасшедшего старика, без труда влюбившего в себя весь мир, был снят в честь Берта.

История Монро уникальна. В то время как на протяжении первой половины двадцатого века за лучшие скоростные показатели совместными усилиями боролись огромные компании всего мира, он в своем гараже, имея только острый ум и золотые руки, из старенького Indian Scout 1920 года выпуска сумел построить «ракету», разогнавшуюся до… 296 км/ч! Берт до неузнаваемости изменил древний как мир V-образный двигательаппарата. Установил на мотоцикл вручную изготовленные верхнеклапан-ные головки цилиндров, по-своему рассчитал работу механизма газораспределения и значительно доработал систему смазки мотора. В процессе экспериментов он сделал сотни вариантов маховиков, клапанов и коромысел из разных сплавов. Помимо изготовления цилиндров из старых литых газовых труб, Берт приспособился вытачивать шатуны из осей от тяжелых грузовиков и тракторов Caterpillar. После повторной закалки такой шатун выдерживал свыше 143 т нагрузки на сжатие! Многие по фильму помнят,как Монро срезал старым перочинным ножом протектор на шинах своего болида —и это чистая правда! Он в действительности делал «слики» карманным ножиком! Наконец, Берт «заковал» Indian в сигаровидный обтекатель,значительно снизивший аэродинамическое сопротивление мотоцикла.

Рекорд Берта Монро в классе обтекаемых мотоциклов с объемом двигателя до 1000 см3 на открытых пространствах не побит до сих пор! На момент установления рекорда мотоциклу было 47 лет, а самому Берту 68… В процессе модернизаций старенький Indian много раз падал и даже взрывался, однако в тот судьбоносный день на его картере красовался серийный номер 50R627, отштампованный в 1920 году. Берт Монро умер в 1978 году,прожив 79 лет.

ЛЕТОПИСЬ ТРАВМ БЕРТА МОНРО
«Богатую историю моих падений и травм трудно передать вкратце, но я, пожалуй, смогу описать самые лучшие» (из переписки Берта Монро с другомДжоном Эндрюсом)
1916 Пролежал без сознания целый день, упав на голову.
1921 Катался, стоя на сиденье «Скаута», а затем очнулся вечером, после целого дня отключки.
1927 Вылетел с дёртовой трассы Aspendale Speedway на скорости свыше 160 км/ч, заработав контузию и многочисленные ушибы.
1932 Путешествуя по Восточному Сауслэнду, я подобрал попутчика. Когдамы проезжали ферму, на него бросилась собака. Я столкнулся с летящим в прыжке зверем и после ходил пошатываясь, с сотрясением мозга и глубокой раной на голове.
1937 Во время 20-мильной гонки по пляжу на скорости 200 км/ч, Хью Каррииз BSA Special, последний гонщик, которого мне оставалось пройти, повернул прямо передо мной. Я ударил по тормозам и попытался повернуть, пока он наклонялся в вираж. Мой мотоцикл заехал на его, как на трамплин, и пропорхал 37 м над пляжем… Хью упал и сломал ключицу. Мой шлем раскололся от макушки до шеи! Позднее Хью показал мне отметины от него на картере двигателя мотоцикла. Все мои зубы были выбиты, золотые брат отыскал в песке… Это был один из самых грустных моментов моей жизни.
1959 Во время дрэг-рейсинга на трассе Teretonga International на скорости 200 км/ч с мотоциклом приключился внезапный вобблинг. Я упал, вылетел с трека и долго катился на всех частях тела, с каждым оборотом подпрыгивая на 15 м в высоту. Когда остановился, на мне все еще был шлем и жалкие лоскуты ткани, которые до этого были штанами, кедами, носками. Я получил лишь легкое сотрясение мозга, зато ободрал кожу во всех мыслимых местах — раны заживали очень долго. Один палец был раздроблен, сейчасон работает, но сустав остался кривым. Все остальные падения заканчивались для меня просто сломанными костями, ожогами и один раз разрывом плеча».

Но несмотря ни на что Берт продолжал гонять и видите, что его рекорд так и не побит. Вот это человек……

Благословенная Юта

В 1957 году Берт принял решение участвовать в гонках, которые с 1910 года проводятся на соленом озере Бонневиль (штат Юта, США). В 1962 году он погрузил свой «Индиан» на грузовой корабль и отправился покорять просторы Америки. Не все шло гладко – сначала его чуть было не исключили из заезда. Однако удача и американские друзья не оставляли его. И в том же году свершается чудо и осуществляется заветная мечта Берта Монро – рекорд скорости в 178, 971 миль/час (295, 44 км/час) на своем легендарном байке «Munro Special Indian»в первом же заезде. Объем мотора его байка в то время – 850 куб/см. Он посетит Юту еще десять раз и поставит новые рекорды: 168 миль/час в 1966 году и 183 мили/час в 1967 году.

Но именно его первый заезд сделал его знаменитым, фото Берта Монро и его байка поместили все газеты. Его популярность сравнивали с известностью современницы и однофамилицы – Мэрилин Монро, а его «Индиан» был предметом зависти всех мотогонщиков того времени. На предварительном заезде перед рекордом Берт разогнал свой байк до 332 км/час – жаль результат не считается официальным. При стандартной скорости такого мотоцикла в 90 км/час, его «Индиан» и сегодня самый быстрый!

Прославивший Инверкаргилл

Берт Монро принес всемирную славу своему родному городу – самому южному и самому западному городку Новой Зеландии. И тот не остался в долгу. Сегодня тут, в музее Берта Монро, можно увидеть тот самый быстрый «Индиан» и ознакомиться с экспозицией, посвященной легендарному гонщику и изобретателю. Особой популярностью музей стал пользоваться с 2005 года, когда на экраны вышел фильм с Энтони Хопкинсом в главной роли. Кстати, актер снимался в фильме за смехотворный гонорар. Это второй фильм о легендарном гонщике, а первый «Приношения Богу Скорости» вышел в 1971 году.

Имя: Берт Мунро. Профессия: мотогонщик. Любимое дело: глубокая модернизация и ручная доводка мотоцикла «Индиан Скаут» 1920 года выпуска. Главная цель: сделать свой «Индиан Скаут» самым быстрым мотоциклом на свете. Главное достижение: побил мировой рекорд скорости на соляном озере Бонневиля в 1967 году. Девиз: за пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизньУже многие десятилетия гонщики преодолевают рекорды скорости в Бонневиле, на высохших соляных озерах пустыни Вест Дезерт в американском штате ЮтаЭнтони Хопкинс в роли Берта Мунро и точная копия того самого «Скаута» в роли «Самого быстрого Индиана»

«Если ты не следуешь за своей мечтой, то ты, пожалуй, не человек, а овощ… Капуста, например». Так говорил Берт Мунро, главный герой фильма «Самый быстрый Индиан» (2005), основанного, как совершенно справедливо замечено в титрах, на чертовски правдивой истории. Знаменитый актер Энтони Хопкинс был настолько впечатлен историей Берта, что согласился сыграть его, несмотря на весьма скромный по современным меркам гонорар. Режиссер и автор сценария Роджер Дональдсон бережно перенес жизнь легендарного новозеландца на экран, не добавив от себя ни капли. И тем не менее события фильма кажутся настолько невероятными, что мы смогли поверить в них, лишь прочитав письма самого Берта Мунро.

Берт Мунро совершенствовал свой «Индиан Скаут» 1920 года выпуска 44 года и мечтал о том, чтобы он стал самым быстрым мотоциклом в мире. В век высоких технологий и огромных бюджетов Берт сражался за скорость, имея лишь старый мотоцикл и собственную пару рук. И все же его мечте было суждено сбыться. В 1967 году на знаменитом соляном озере в Бонневиле Берт Мунро установил мировой рекорд скорости на мотоцикле. К тому времени «Скауту» было 47 лет, а самому Берту — 68.

Самый первый «Скаут»

Свой первый мотоцикл, английский Douglas, Берт Мунро приобрел в 1915 году, когда ему было 16 лет. Вскоре ему удалось скопить 50 фунтов на новенький Clyno с коляской. Сняв с мотоцикла коляску, Берт начал участвовать в местных гонках. Ему даже удалось поставить рекорд скорости на трассе Fortrose неподалеку от родного города Инверкаргилла в Новой Зеландии. Тот самый «Индиан» Берт приобрел в 1920 году. Компания Indian, старейший производитель мотоциклов в США, была основана в 1901-м, на два года раньше, чем культовый Харлей-Дэвидсон. Первые «Скауты» оснащались V-образной двойкой с углом развала цилиндров 420 (визитная карточка Indian) объемом 600 см³, тогда еще с боковыми клапанами. Косозубые шестерни главной передачи располагались в маслонепроницаемом литом картере, трехступенчатая коробка передач переключалась рукой, а сцепление было ножным. Жесткая рама не предусматривала задней подвески, передняя рессора обеспечивала 5-сантиметровый ход.

Мунро постоянно модернизировал свой мотоцикл начиная с 1926 года. По его словам, следующие 44 года «Скаут» становился быстрее на 3,25 мили в час (5,2 км/ч) каждый год, что соответствовало среднему приросту скорости серийных мотоциклов. Собственными руками Берт в одиночку совершил прогресс, который за полвека совместными усилиями прошли крупнейшие мотопроизводители мира. Напомним, Берт Мунро на 47-летнем «Скауте» установил мировой рекорд скорости на мотоцикле в 1967 году. Для сравнения, в 1965-м там же, в Бонневиле, американец Крэг Бридлав показал 600 миль в час (965 км/ч) на автомобиле Spirit of America — Sonic 1 с турбореактивным двигателем.

  • Технологии

    Рак излечили с помощью ВИЧ: Чужой против Хищника

  • Технологии

    Параболическое зеркало своими руками

Ручная работа

Методы, с помощью которых Берт модернизировал свой мотоцикл, были, мягко говоря, нетрадиционными. Берт использовал старую колесную спицу вместо микрометра. Легенда гласит, что он отливал поршни в консервных банках, экспериментируя с составом сплава. «Два кусочка ‘шевроле’ и два кусочка ‘форда’ — вот лучший рецепт!» — говорит герой Энтони Хопкинса в фильме, бросая детальки в жестянку с расплавленным металлом.

Берт полностью переработал старомодный двигатель «Скаута». Он сконструировал и вручную изготовил новые верхнеклапанные головки цилиндров, кардинально изменил механизм газораспределения и систему смазки. Сам делал маховики, клапаны, толкатели, коромысла. Говорят, что Берт изготавливал цилиндры из литых железных газовых труб, которые выпрашивал у газовой компании после замены трубопроводов. Излюбленным материалом Берта были оси от тяжелых грузовиков и трактора Caterpillar, из них он вытачивал шатуны. После повторной закалки они могли выдержать свыше 143 т нагрузки на сжатие. Берт использовал своими руками изготовленное сцепление с усилием в полтонны и тройной цепной привод. Колоссальный крутящий момент передавался на колеса, обутые в слики — шины, собственноручно отшлифованные острым ножом. Наконец, он целиком заключил мотоцикл в обтекаемый стеклопластиковый кузов, благодаря чему «Скаут» стал больше похож на ракету.

Мотоцикл Берта Мунро пережил множество падений и взрывов двигателя, в жертву богу скорости было принесено бессчетное количество сломанных шатунов и коленвалов, испорченных поршней, забракованных распределителей зажигания и карбюраторов. Однако на множестве фотографий разных лет отчетливо виден заветный серийный номер 50R627 на картере — до рекорда дожил тот самый «Индиан».

Серийный «Скаут» мог разогнаться максимум до 90 км/ч. Официальный мировой рекорд 1967 года, поставленный Бертом Мунро, составил 183,586 мили в час (295 км/ч). События, происходившие тогда в Бонневиле, очень правдиво отражены в фильме. Для участия

в официальном заезде Берту пришлось пройти квалификацию. Как это часто случается в Бонневиле, квалификационный результат оказался даже лучше официально зафиксированного рекорда — 190,07 мили в час (306 км/ч). Один из заездов сам Берт в газетном интервью описал так: «Мы мчались, как бомба. На половине пути началась раскачка. Я приподнялся над обтекателем, чтобы сбавить скорость. Набегающий поток воздуха сорвал с меня очки и вдавил глазные яблоки в череп — я ничего не видел. Отклонение от линии курса оказалось столь сильным, что я чудом избежал столкновения с металлическим маркером. Я положил мотоцикл набок, и мы с ним отделались парой царапин». В тот момент Берт мчался со скоростью около 331 км/ч! «Скаут» Берта Монро по сей день остается самым быстрым «Индианом».

Сорок лет спустя

Как и сама история Берта Мунро, ее художественная экранизация оказалась весьма необычной для своего времени. В отличие от большинства современных блокбастеров, в «Самом быстром Индиане» нет ни отрицательных персонажей, ни серьезных конфликтов. То, что немногочисленные поклонники, соседи, случайные попутчики, дорожные полицейские и даже таможенники во всем помогают Берту, ничуть не умаляет увлекательности сюжета — уж очень амбициозна его цель.

За время работы над фильмом Роджер Дональдсон, Энтони Хопкинс и вся съемочная группа стали близкими друзьями. Условия съемки были далеко не простыми: соль Бонневиля пагубно влияет на технику и здоровье людей. Для съемок было построено несколько копий легендарного гоночного «Скаута». Довольно грубую, неточную работу Берта Мунро было нелегко скопировать. Дональдсон был очень придирчив к качеству реплик, команде пришлось отсмотреть бесчисленное множество оригинальных фотографий мотоцикла Берта разных лет. В результате реплики удались на славу. Одну из них смеха ради завели и отправили в заезд: мотоцикл без труда разогнался до 100 миль в час (161 км/ч) на второй передаче. Сын Берта Мунро Джон, присутствовавший на съемках, предоставил съемочной группе гоночные очки, перчатки, шлем и дорожную сумку отца.

Зрителям наверняка запомнятся эффектные падения Берта в фильме. Одно из них стоило каскадеру Эрику сломанной ключицы.

Берт Мунро умер в 1978 году, прожив 79 лет. Его жизнь нельзя назвать короткой даже по обывательским меркам. А принимая во внимание его любимое выражение, которое он часто повторял на протяжении всей жизни, ему остается только позавидовать: «За пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2006).

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *