Diphoto ›
Blog ›
Бермамыт и дорога через перевал Гум-Баши. Как увидеть Эльбрус на машине.

Эльбрус виден во многих уголках Кавказа. Но чтобы он был рядом, а перед тобой 200 метровый обрыв, только в немногих, например с Бермамыта. К нему мы отправились по одному из высокогорных перевалов России — Гум-Баши. Сам вид с плато оказался, конечно, фантастически красив, но Эльбрус предпочел скрыться от нас в облаках.

01.Проснувшись в 6 утра, на траве был иней, а значит ночь была холодная. В хорошем спальнике это не почувствовал. Внезапно из Царских ворот выехал очень колоритный горец на коне, до фотоаппарата бежать было далеко, увы такой классный кадр ушел. Следом выехал еще один типичный вид транспорта на Кавказе — УАЗик с прицепом, переполз мост, причем ничего не объезжая, по всем камням.

02.В планах на сегодняшний день – плато Бермамыт. От Царских ворот к нему можно добраться по асфальту через перевал Гум-Баши, или же короткой и главное красивой дорогой через плато Бийчесын, которая проходима только на внедорожнике. Про неё мы не знали, и поехали по асфальту.

03.Дорога через Гум-Баши оказалась не менее красива. С каждым поворотом виды становились все лучше и лучше. И вот он 10 километровый серпантин. Наверху остановились на смотровой площадке. Высота 2144м. С него в хорошую погоду виден Эльбрус. Но сегодня на горизонте облака, которые преследовали нас весь день, и таки догнали вечером.

04.Когда-то дорога была грунтовой, теперь она закатана в асфальт и доступна любым пузотерам. Гум-Баши переводится как песчаная вершина. Но песок нашелся только на грунтовой дороге, которая уходила от перевала. Прокатились немного и обнаружили горы песочного цвета. Выжженная трава, синее небо чем-то напоминает даже далекий Техас.

05.Спуск с перевала тоже живописен. Горы, холмы и ходящие по лугам стада коров. Забавно, что с одной стороны лес есть, с другой нет. Ветер постарался?

06.Размеренная езда по асфальту закончилась в Учкекене, и началась снова трясучка на плато Бермамыт.

07.Всю дорогу традиционно сопровождают альпийские луга с коровами.

08.На горизонте показался сам Бермамыт. Еще немного и мы у цели. Дорога кстати просто шикарная, о каком бездорожье часто пишут в отчетах так и не понял. На Рыбачьем дороги хуже. В дождь только может быть скользко, и недоступно пузотерам. Мы даже пожалели, что поехали по самому простому заезду. Для Pajero тут совсем скучно.

09.Доехав до Большого Бермамыта будет точно не скучно. Так как виды с него просто фантастика. До Эльбруса по прямой всего 30 километров. Разложив штатив, и параллельно помешивая кашу в котелке, стали ловить кадры. Это кстати, тот редкий день, когда у нас бывает обеденный перерыв. Т.к. световой день короткий, а посмотреть охота много всего, времени мало, то от обеда отказались на всю поездку. Днём только перекус.

10.Облака сгущались все больше, вершина к тому времени скрылась. По прогнозу обещали, что скоро занесет, пойдет дождь.

11.А пока можно просто на краю посидеть помедитировать, снимать и снимать. Видя другие отчеты, и впечатлившись красотой Кавказа, думал когда-нибудь съездим в будущем. А тут раз, быстро собрались, прикинули маршрут и поехали. Так на самом деле все просто. Путешествуйте, и не откладывайте на когда-нибудь потом! Т.к. это «потом» отложится на год, потом еще на один, потом на пять и т.д.

12.Погода продолжала портиться, сквозь облака пошли яркие лучи. Началась игра света и тени.

13.Обрывы впечатляют своими масштабами. Если посмотреть с Эльбруса на плато, то он будет выглядеть как гигантский стол, а на нем бегают фотографы-муравьи, и стоят машины-спичечные коробки.

14.Еще один стол поменьше – плато Малый Бермамыт, тот, что вдалеке.

15.Поездив по верху, можно найти необычные скальные формы, это сделал ветер и дождь. В народе называют «Два монаха». Сразу вспоминаются два похожих каменных останца «Два брата» на Рыбачьем.

16.По погодным условиям они тоже чем-то схожи. На высоте 2592м. прохладно и ветрено бывает, как сейчас. Немного поснимав, приходится отогреваться в машине.

17.А потом снова ловить проплывающие сюжеты: облако зашло в гости на вершину горы.

18.Еще одна изюмина Бермамыта – амфитеатр. Здесь хорошо смотреть природное кино в 3д и стереозвуком из ветра. А самый край амфитеатра пользуется популярностью у любителей снять себя на фоне обрыва.

19.И мостика над пропастью. Очень красивое место, эх, сюда бы еще зеленых красок! Когда на Кавказе начинает все активно цвести, в середине мая?

20.Вечереет. Со стороны Кисловодска стали заходить густые облака. На следующий день у нас в планах была съемка рассвета на Бермамыте, и спуск сложной дорогой через Хасаут.

Но утром планы пришлось резко поменять… Про это в следующей части, а еще в ней будет сам Эльбрус, подписывайтесь, чтобы не пропустить! За комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )

Еще из путешествия на Северный Кавказ:
Северный Кавказ. Мы вернулись. В краю горных дорог и сказочной природы.
Как поймать орла в Адыгее. Гуамское ущелье, гора пирамида, и почему иногда полезно заблудиться в лесу.
Путешествие по Карачаево-Черкесии. От тракторов до телескопов, и до горных вершин Домбая.
Высокогорное озеро Хурла-Кёль, бездорожье и опасная встреча в ночном лесу Кавказских гор.
Тест-драйв Mitsubishi Pajero на Северном Кавказе. Старый конь борозды не испортит.

И кстати я совсем недавно завел Telegram t.me/skazkatravel так что красивые фото из путешествий будут там, в том числе, и те что не попадают на драйв, подписывайтесь!

Плато Бермамыт (Bermamyt Plateau)

Плато Бермамыт — на удивление мало известное чудо природы в Карачаево-Черкессии. На удивление потому, что по мощности оставляемого впечатления оно вполне способно сравниться с Гранд Каньоном в США. До плато не так просто добраться, что создает вокруг этого места дополнительный ореол недоступности и тайны.

Название плато пришло из тюркских языков и означает «кривое колено». Хотя есть и другие версии: например, жители окрестностей говорят, что на самом деле название нужно произносить как «Бурмамыт», что значит «кудрявый», такое количество кучевых курчавых облаков обитает в этих краях. Еще говорят, что плато — это своего рода «кухня природы»: именно здесь формируются местные мощные грозы.

Фактически Бермамыт представляет собой часть Скалистого хребта около верховья двух рек: Кума и Малка. Главная часть плато (так называемый Большой Бермамыт) расположена на высоте 2591 метр над уровнем моря. Скромный скалистый выступ рядом — Малый Бермамыт (его высота 2643 метров).

На вершине горы находится пункт геодезических измерений.

© Ольга

Относительно небольшая высота горных пиков потрясает причудливостью рельефа: совершенно несимметричные склоны, резные каньоны, каменные столбы на западе гряды. Большой и Малый Бермамыт соединены друг с другом седловиной, ширина которой измеряется буквально в десятках метров.

Бермамыт известен очень давно. Еще в XIX веке горцы устраивали поездки сюда для отдыхающих на курортах Кисловодска. Ради этих целей на плато соорудили домик-гостиницу, где можно было остановиться переночевать, а то и остаться на несколько дней. Дорога сюда была неблизкой — запрягали лошадей с повозками и ехали порой целый день. По вечерам для желающих устраивали целые представления по мотивам местных обычаев и фольклора. В свое время этими местами были покорены А. П. Чехов, М. Ю. Лермонтов, М. Горький.

Эльбрус © Ольга

Одна из ключевых причин, ради которой стоит проделать нелегкий путь сюда — это невероятный вид на Эльбрус, которого по многочисленным отзывам бывалых путешественников нет больше нигде.

Сюда едут за тишиной и особым внутренним состоянием умиротворения и единения с силами природы. Настоящей оглушающей тишиной, которая так благотворно влияет на психику современного человека, ежедневно погруженного в водоворот городов и связанных с ними стрессов.

Здесь нет сувениров, кафе, многочисленных туристов — плато почти закрыто от всего окружающего мира, что нынче само по себе огромная редкость.

На плато едут встречать рассвет. Вначале на горизонте проявляется едва различимая бледная полоска света, которая постепенно увеличивается и вдруг, в один миг вспыхивает потрясающими ярко-красными оттенками. Эти казалось бы такие незамысловатые впечатления по отзывам тех, кто бывал на плато, врезаются в память и остаются там еще много лет, как что-то очень важное и ценное. Многие, приехавшие сюда раз, возвращаются вновь.

Великолепные виды с плато Бермамыт — панорама Google Maps

Экскурсии к плато Бермамыт

Дорога к плато — отдельная проверка на прочность и истинность желания попасть в эти места. Ни сколько-нибудь полноценной дороги, ни тем более общественного транспорта здесь нет и в помине. Львиная доля пути проходит напрямую по полю, где наезжено некоторое подобие колеи. Преодолеть этот путь под силу только хорошему мощному внедорожнику. Именно такие автомобили возят всех желающих на плато.

Выезды чаще всего осуществляются из Кисловодска и Пятигорска. Экскурсии подгадывают так, что попасть на плато на рассвете, на закате или наоборот в середине дня, чтобы увидеть всю красоту окружающей панорамы. Дорога полна истинно природного очарования дикой природы: вдалеке пасутся дикие лошади, лисы, пробегают зайцы, можно увидеть следы медведей и послушать местные, но как говорят, очень правдивые легенды. Тихой ясной ночью можно бесконечно слушать тишину и рассматривать Млечный путь.

Чаще всего для таких поездок используют хорошо оборудованные джипы повышенной проходимости. В одной машине размещается от 5 до 7 человек. Такие небольшие группы имеют свои очевидные плюсы: по дороге всегда можно договориться о дополнительных остановках, чтобы сделать снимки с особенно удачного ракурса или даже отклониться где-то от основного маршрута, чтобы посмотреть что-то дополнительно.

Удивительный рассвет на плато Бермамыт (видео)

Как доехать до плато Бермамыт

Основная часть туристов попадает на плато в составе экскурсии, однако есть и такие, кто приезжают сюда на своих машинах, добираются на велосипедах или даже приходят с рюкзаками пешком.

Как добраться на автомобиле

Самый простой и реальный маршрут проходит через Учкекен — небольшой поселок. Общий путь получается довольно большим, порядка 60 километров. Однако это самая доступная дорога. Кроме непосредственно плато, в рамках этой поездки можно остановиться около живописных водопадов и пещер Гришкиной балки (оба эти объекта практически по дороге, нужно будет сделать незначительный крюк).

Менгиры на пути к плато Бермамыт, © Ольга

Как точку отсчета все маршруты используют Кисловодск. Чтобы доехать от Кисловодска до Бермамыта, двигайтесь по указателям на Учкекен. В самом поселке сверните на единственном светофоре налево. Отсчитайте 3 перекрестка и на четвертом снова поверните налево. Если вы сделали все правильно, то перед вами появится мост через Эшкакон — смело проезжайте по нему, и дальше никуда не сворачивая держитесь основной дороги. По этой широкой грунтовке вам нужно проехать еще 17–18 километров. Около очень явных ориентиров — двух менгиров (длинные большие камни-столбы) вы заметите, что дорога начинает менять направление, отклоняясь левее, а прямо будет хорошо видна линия электропередач. Вот тут вам нужно оставить дорогу и двигаться по направлению к ЛЭП, дальше продолжая ехать уже вдоль нее. Именно ЛЭП в итоге выведет вас на плато.

Есть и другие маршруты — через Медовые водопады, поселок Элькуш, однако они чаще всего более сложные.

moto_idioto


Плато Бермамыт как туристический объект пользуется популярностью ещё со времён Лермонтова, ну, а в последнее время количество желающих встретить там рассвет только растёт. Причём, большинство не прочь добраться туда именно на своём транспорте.
Лично мне за последние пару лет пришлось объяснять, как проехать до плато, наверное, раз двадцать. Поэтому я решил рассказать в одной заметке обо всех основных маршрутах на Бермамыт из Кисловодска.
Итак, поехали!

1). Начнём с самого популярного маршрута – через посёлок Учкекен. Он относительно длинный – около 60 км, но зато самый простой.
От Учкекена прямо на юг уходит широкая грунтовая дорога. Вариантов, как на неё выехать, достаточно много, расскажу о самом простом. Если двигаться со стороны Кисловодска, то на единственном светофоре в Учкекене нужно повернуть налево, затем, на четвёртом перекрёстке — опять налево. Переезжаете по мосту через Эшкакон и дальше едете по асфальту, по этой улице, не сворачивая на второстепенные. Эта асфальтированная улица дважды уйдёт вправо и в итоге выведет вас за город, на нужную дорогу.

В общем, заблудиться там при всём желании не получится — любой житель посёлка без труда подскажет, как проехать.
Вот по этой грунтовке нужно проследовать на юг ещё примерно километров 17-18, до ориентира – двух менгиров возле дороги. Кстати, мне не раз доводилось слышать, что менгиры эти остались ещё со времён Великого Шёлкового Пути… Но никаких археологических доказательств этому нет, так что не факт.

Сразу за менгирами есть ещё один приметный ориентир — две больших лужи по обеим сторонам от дороги. Их уж точно не пропустите.
Ну, а дальше дорога начнёт заметно уходить влево, а прямо по курсу на плоскогорье покажется линия электропередач.
Вот к этой линии электропередач вам и нужно выехать (там есть несколько поворотов – выбирайте любой на свой вкус).

Ну, а затем, вдоль столбов двигаться на юг (вправо). Эта ЛЭПка выведет к самому плато. В нужный момент (который трудно пропустить: впереди слева будет виден Малый Бермамыт и, если повезёт с погодой, то и Эльбрус), нужно лишь свернуть с дороги вправо – и вот, собственно, вы уже на Бермамыте.
Самый плохой участок этого маршрута – в районе горы Алебастровой.
В общем, ничего сложного, некоторые умельцы умудряются ездить здесь даже на легковых авто (в хорошую погоду, конечно).
Плюсы этого маршрута: относительно простая дорога, также по пути можно сделать небольшой крюк и заехать на живописные водопады и пещеры Гришкиной балки.

2) Второй маршрут – через Медовые водопады. Он не так распространён у туристов, — а зря. Во-первых, он короче, чем через Учкекен, при сопоставимой сложности, а, во-вторых, проходит через весьма красивое и известное место. Медовые водопады нужно посетить хотя бы один раз, ну, а если есть возможность посетить их по пути на Бермамыт – почему бы и нет?!
Итак, на Медовые едем как обычно, через Красный Курган, а затем просто продолжаем движение по той же самой дороге на юг, по небольшой балке.

Из неё дорога выходит на относительно ровное плато.
На плато есть немало развилок, но нужно продолжать придерживаться того же самого общего направления – на юг – и километров через восемь-десять дорога выведет вас к развалинам той самой МТФ. Развалины этой фермы периодически видны с довольно большого расстояния, так что ориентир неплохой.

Ну, а от неё идёт уже упоминавшаяся ранее грунтовка на Учкекен (только теперь вы будете ехать по ней в обратном направлении). Соответственно, через пару километров слева на холме увидите столбы ЛЭП. Ну, а дальше уже едете вдоль неё, как и в предыдущем варианте маршрута.
Следующие два пути я бы объединил в одну группу, так как они схожи и по расстоянию, и по сложности.

3) Итак, первый из них проходит через посёлок Элькуш. (Этот путь самый короткий, около 40 км, если мерить от Колоннады). Из Кисловодска (из района под названием, кстати, Бермамыт) выезжаем в сторону Левоберёзовского. Дорога здесь не ремонтировалась очень давно, разбита местами весьма сильно. По-моему, лучше бы там асфальта вообще не было, чем такой.
После Левоберёзовского въезжаем в Элькуш и проезжаем его прямо. Затем сразу после посёлка, выехав на грунтовку, нужно повернуть направо на первом же повороте и далее уже ехать по вершине хребта до пересечения с той дорогой, которая ведёт от Медовых водопадов, о которой я только что рассказывал. Если плохо ориентируетесь на местности, лучше взять с собой навигатор. Дорог здесь много, но, в принципе, основные направления накатаны довольно хорошо.

4) Другой вариант – через посёлок Кичи-Балык, что по пути на Джилы-Суу. Вернее, не доезжая примерно километр до посёлка, в высшей точке хребта нужно свернуть с асфальта вправо, на просёлочную дорогу. Конечно, можно подняться на хребет и из самого посёлка, но это получается крюк, плюс нужный поворот в Кичи-Балыке ещё нужно найти, да и дорога в верхней части подъёма заметно хуже…
По вершине хребта ведут несколько дорог, из них две основные: либо через Сухую Балку, либо южнее, через кошару. В принципе, разницы между ними особой нет – просто первая выезжает ближе к развалинам МТФ, а вторая – к упоминавшейся ранее ЛЭП, вдоль которой и нужно будет ехать дальше. В общем, заблудиться там вряд ли получится, но с собой лучше иметь навигатор или карту, на всякий случай.
Дороги по хребту накатаны хорошо, в сухую погоду ехать там – одно удовольствие.
Если мерить от Колоннады в Кисловодске, то протяжённость этого маршрута получается около 45 км, на мотоцикле эндуро доехать по нему до Бермамыта можно примерно за час.

5) Пятый маршрут – из посёлка Хасаут. Он подходит только для более-менее серьёзной внедорожной техники.
До посёлка Хасаут можно доехать либо по долине одноимённой реки, через турбазу Долина Нарзанов, либо через Кичи-Балык, преодолев Скалистый хребет через перевал «восьмёрка» — так будет гораздо короче.
В конце посёлка Хасаут нужно повернуть направо и в итоге выехать в то ущелье, которое находится, соответственно, правее. До дачи Косыгина идёт более-менее нормальная дорога, ну, а дальше за ручьём Бермамыт начинается, собственно, подъём на плато.
В дождливую погоду некоторые участки здесь могут быть заболочены, а в начале лета в ложбинах ещё можно встретить снег. Всё это, конечно, может заметно усложнить подъём.
Дорога эта выходит практически к Большому Бермамыту, остаётся только объехать его справа.
Правда, здесь на подъёме тоже есть участок, с преодолением которого у многих автомобилистов возникают некоторые трудности. Это небольшая каменная ступенька. Но сейчас она более-менее засыпана, поэтому проезжается без проблем.
6) Ну, а кому все эти пути покажутся слишком скучными, могу посоветовать ещё один подъём – с юга, с плато Бечасын. Этот путь будет самым длинным и самым сложным.

Собственно, как маршрут с Кавминвод его рассматривать смысла нет, так как получается слишком большой крюк, да и сложность неоправданная. Но для истинных ценителей это не проблема.

Ну, а поскольку этот маршрут для ездюков более-менее опытных, то не буду тратить время на его описание, и как туда проехать, разберётесь сами 🙂
А для тех, кому лень всё это читать, или есть желание посмотреть маршруты чуть более подробно, есть видеоверсия этой статьи.
Видеоряд подобран в соответствии с текстом — показаны именно те дороги, о которых рассказывается.
______________________

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *