История

Основан в конце XV века св. Владимиром Белопесоцким (родом из ржевских бояр, постриженник Варлаамо-Хутынского монастыря).

Монастырь расположен на Оке, вдоль которой в те времена и проходила русская граница. Вдоль реки были построены крепости, которые защищали русские земли от набегов крымских татар. Новый мужской монастырь также мог нести оборонительные функции, поэтому московские князья и цари делали щедрые пожертвования на его возведение и постройку оборонительных сооружений.

Во второй половине XVII века монастырь теряет свое военное значение и скудеет. В 1681 году его приписывают к Коломенскому архиерейскому дому, в ведении которого он находится до 1700 года. Тогда монастырь был передан Троице-Сергиеву монастырю, а в 1764 году был возвращен обратно.

Указом о секуляризации монастырь лишился вотчин. Но он функционировал до революции, в 1916 году в его стенах обитало 50 монахов. В 1918 году часть монахов была расстреляна, а в 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. Тем не менее, службы шли до 1933 года.

С середины 1930-х годов в зданиях монастыря базировались общежитие рабочих и тюрьма для заключенных, занятых строительством моста через Оку. После этого монастырь был заброшен.

Возрождение монастыря началось в конце XX века, в 1993 году монастырь восстановлен как женский, а в 1998 году обитель справила 500-летие.

Строения монастыря

Собор Троицы Живоначальной

Первое каменное сооружение монастыря. Датируется 1564 годом (не сохранился в первоначальном виде). К 1578 году практически все деревянные постройки обители стали каменными (в том числе сохранившиеся Святые ворота с надвратной Никольской церковью).

Сохранившееся пятиглавое здание Троицкого собора было выстроено в последней четверти XVII века в традициях московского барокко.

Храм представляет двусветный четверик на высоком подклете. У здания три апсиды и крытая галерея на аркадах по периметру. На гульбище ведет лестница-всход, расположенная по центральной оси фасада. Храм венчают 5 широко расставленных куполов с узкими барабанами.

Здание украшено угловыми полуколонками, ложными полукружиями закомар с резными раковинами в тимпанах, наборным кирпичным карнизом на консолях, оконными наличниками в стиле московского барокко.

Церковь Сергия Радонежского

Трапезный храм к югу от собора.

Построен в 1802—1806 на фундаменте прежней белокаменной церкви XVI века. Однокупольное здание из кирпича в классическом стиле. В 1833 году были достроены Казанский и Никольский приделы.

Церковь открыта с 1992 года, полностью отремонтирована.

Церковь Николая Чудотворца

Также её называют церковью Георгия Победоносца. Первоначально храм был Никольским, а в 1883 году был переосвящен в Георгиевский.

Храм расположен над Святыми воротами монастыря, восточней собора. Представляет кубический надвратный храм из кирпича. Постройка 3-й четверти XVI века. В 1794 году храм надстроен двухъярусной колокольней в классическом стиле.

Сейчас здание реставрируется.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Расположена восточней Сергиевской церкви.

Храм построен в 1820—1830 гг. на пожертвования М. И. и И. И. Раевских.

Представляет однокупольное каменное здание в классическом стиле с симметричными апсидальным алтарем и притвором. На хорах над алтарем был Воскресенский придел.

В 1934 году в здании храма был размещен стекольный цех, затем храм был заброшен. Разрушился и упал купол.

Храм был отреставрирован в 90-х годах XX века.

Монастырский некрополь

В монастыре хранятся резные белокаменные надгробия XVII в., имеющие значительную историческую ценность. Первоначально они находились на не сохранившемся до наших дней монастырском некрополе. Некоторые из них вмурованы в кладку монастырских строений .

Ущелье Бунчихи (Белопесоцкий — Жилево)

Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). А на городище Старая Кашира маркировка и вовсе отсутствует. Поэтому настоятельно рекомендуем взять с собой распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Маркировка и фото: Александр Тонис, Алексей Пономарев.

Сокращения: БЖ – в направлении Белопесоцкий – Жилево; ЖБ – в направлении Жилево – Белопесоцкий. Перечислены только основные перекрестки и развилки дорог – те, что необходимы для навигации по маршруту. В остальных местах следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.

0км (BELOPES). Железнодорожный переезд у восточного (дальнего от Москвы) конца платформы Белопесоцкий. БЖ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы, поверните налево, пройдите через переезд по автомобильной дороге Ступино – Озеры, после чего поверните направо, на улицу с тротуаром, идущую параллельно железной дороге. ЖБ: Конец маршрута. Билетная касса рядом, на другой стороне автомобильной дороги.

0.5км (X01). Перекресток перед кирпичным двухэтажным домом (ул. Левая Пойма 19). БЖ: первый асфальтовый поворот под прямым углом направо – нам туда. ЖБ: нам налево.

0.6км. БЖ справа/ЖБ слева воинский обелиск.

0.65км (X02). Площадь перед клубом. БЖ: нам направо, в переулок между гаражами, который кончается тропинкой через овраг. ЖБ: нам налево, по улице.

0.75км (X03). БЖ: тропа поднимается из оврага на дорогу. Здесь надо повернуть направо и почти сразу налево, на тропу, которая поднимается на высокую насыпь. ЖБ: тропа спускается на дорогу. Здесь надо повернуть направо и почти сразу налево, на тропу, которая ныряет в овраг.

0.75-0.85км (X03-X04). Тропа переходит через насыпь. Осторожно, крутой склон! Когда-то это был главный путь Павелецкого направления, он делал большую петлю, поднимаясь из Каширы в Ступино. В те времена мощности локомотивов не хватало на прямой подъем.

0.9км (X05). Развилка. БЖ: нам по левой дороге. ЖБ: слева сзади приходит дорога. Через 50 метров надо уходить влево, на тропу, которая поднимается на насыпь.

1.15-1.85км. Дорога идет вдоль Белопесоцкого затона, в сосновом редколесье. Много мест отдыха, пляжей. Стоят палатки. На другой стороне причалы для яхт и катеров и протока, соединяющая затон с Окой. С другой стороны дороги красивые дюны в сосновом лесу. Попадается старая колючая проволока: раньше здесь была территория учебного центра академии Жуковского.

1.85км (X06). БЖ: уходим с дороги на 45 градусов направо, на не очень хорошо заметную тропу, обходящую справа яму. Потом тропа выходит на дорогу, идущую вдоль берега Оки. ЖБ: выходим на дорогу, по ней налево.

2.25км. Переход канавы по тропинке.

3.55км. Переход еще одной канавы.

4.4км (X07). Развилка. БЖ: плавный поворот налево, на бетонку. ЖБ: Нам направо, на грунтовую дорогу через возделываемое поле. Маркировка была нанесена на мокрый бетон и могла стереться.

5км (X08). Перекресток. БЖ: основная дорога уходит налево. Нам направо и сразу налево, через канаву. ЖБ: Дорога выходит на бетонку. Нам по ней, налево.

5.75км. Переходим р. Каширка по мосту шоссе Ступино – Озеры.

5.85км. БЖ налево/ЖБ направо уходит дорога к броду через Каширку. Если дойти по ней до Каширки и еще чуть дальше по берегу, в Каширку будет впадать родник (RODN1).

6.05км (X09). БЖ: налево поднимается дорога на городище Старая Кашира. Нам туда. ЖБ: дорога спускается с городища на Т-образный перекресток. Нам направо, к мосту.

6.05-6.6км. Проход через городище. Осторожно, крутые склоны! Участок без маркировки. Рекомендуемый трек нарисован по юго-западной и северо-западной стене, но вы можете гулять по городищу как угодно, осматривая его. В южном углу стоит памятный крест. Высшая точка – восточный угол. Отовсюду открывается замечательная панорама во все стороны: долина Оки с современной Каширой и Каширской ГРЭС на том берегу, долина Каширки, куда продолжается маршрут на Жилево. Дальше по маршруту надо спускаться с городища: БЖ – с северного угла, в сторону заметной отдельно стоящей ветлы (VETLA), где возобновляется маркировка (трек нарисован по слабой колее квадроцикла в траве); ЖБ – через юго-западные ворота, откуда спускается дорога в сторону шоссе Ступино – Озеры.

6.6-7.05км (VETLA-X10). Участок по слабой колее в траве, с редкой маркировкой. Общее направление ЮЮВ-ССЗ с небольшим обходом излучины Каширки в середине. Северная часть этого участка идет между двух картофельных полей.

7.05-7.4км (X10-X11). Дорога между возделываемых полей.

7.4-9.9км (X11-X12). Дорога Городище – Хочема. Ближе к дер. Городище отсыпана гравием, но в лесу, севернее карьера (7.65км) по большей части разбита джипами. Грязно. В стенке карьера обосновались ласточки.

9км. БЖ справа/ЖБ слева от дороги в 50 метрах оборудованный родник (RODN2).

9.9-13.7км (X12-X15). Между этими точками можно пройти по альтернативному варианту маршрута. Он длиннее на 2 км, более лесной и проходит через еще одну достопримечательность — мощный восходящий родник на левом берегу р. Хочемка, чуть ниже дер. Лаптево (RODN4). Вариант не маркирован.

9.9-10.55км (X12-X13). Полевая дорога, обходящая дер. Хочема.

10.55-12.75км (X13-X14). Дорога Хочема – Лаптево.

10.95км. Брод через р. Хочемка. Если нет паводка, то глубина пешеходной части, выложенной камнями, – по щиколотку.

11.05-11.85км. Более восточный вариант дороги, с другой стороны от оврага. Кажется, менее видовой, чем наш западный вариант.

12.75-13.7км (X14-X15). Срезка мимо дер. Лаптево. Основные дороги из X14 и X15 уходят в деревню.

13.7-15.95км (X15-X16). Дорога Лаптево – Старое. 15.65км – БЖ начало/ЖБ конец асфальта.

15.95км (X16). Резкий поворот (БЖ на асфальтовую улицу/ЖБ на главную дорогу) на границе дер. Старое. В 50 метрах к северо-востоку на главной дороге автобусная остановка.

16.25км. БЖ справа/ЖБ слева церковь Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Старое. Рядом старое здание в развалинах. Если верить Викимапии, там когда-то была начальная школа.

16.4-16.5км. Длинный и красивый мост-настил через овраг.

17.7-16.85км (X17-X18). Проход по улице на северной окраине деревни (на нее повернуть направо и потом с нее налево). В точке X18 маркировка не очень заметна, надо смотреть вниз (БЖ: поворачивать у дома 161).

17.05км (X19). БЖ: дорога поворачивает налево, а мы идем прямо, по слабозаметной тропе. Развилка маркирована туром, но сколько он простоит рядом с деревней…

(Состояние на июнь 2019г: тропа уверенно протоптана, как надо, развилки нет, тура тоже нет).

17.1км. Тропа БЖ входит в лес/ЖБ выходит из леса.

17.65-20.35км (X20-X21). Новая, прочищенная и промаркированная тропа по лесу и через ущелье Бунчихи. Маркировка идет часто, но надо внимательно за ней следить.

18.85(OVR1)-18.95км. Тропа спускается в овраг, проходит по его дну и поднимается на другую сторону. На момент создания тропы (июль) в точке OVR1 была проточная вода и даже небольшая ванна, удобная для забора воды. А ниже по течению русло было сухое – все же известняк, карстовый район. Вода может считаться питьевой. Рядом с точкой OVR1 неплохое место для стоянки.

19.1-19.25км. Маршрут проходит по руслу р. Бунчиха. В невысокую воду можно идти посуху, по береговым песчано-каменистым отмелям, и переходить речку по камням. Осторожно, камни скользкие и подвижные! В излучине – неплохое место для лагеря (CAMP1).

(Состояние на июнь 2019г: натоптанная тропа проходит по излучине, прямо через стоянку CAMP1, движения по руслу нет. От стоянки отходят несколько тропинок, правильная — самая БЖ левая / ЖБ правая.)

19.35км (SK1). Тропа огибает скальный обломок и БЖ поднимается от него резко вверх, на крутой склон правого берега/ЖБ спускается к нему. Внизу есть место, пригодное для стоянки. Будьте осторожны на склоне!

19.35-19.75км (SK1-SK2). Тропа идет по верху, ближе к точке SK2 пересекая несколько оврагов. Чем ближе к SK2, тем круче их склоны – требуется осторожность.

19.75-19.9км (SK2-SK3). Тропа идет вдоль реки, в основном по правому берегу, но в точке SK2 дважды пересекает реку в обход завала. По берегам выходы известняка, в русле и на берегу большие обломки с неровными сколами, иногда с отверстиями. Самые впечатляющие скальные выходы – в точке SK3. На левом берегу над крутым откосом – скальная стенка, как бы сложенная из блоков, в русле – несколько крупных обломков. Рядом, на правом берегу – хорошее место для лагеря. Поставлена информационная табличка. На левом берегу, чуть выше по течению, тоже место для отдыха – столик со скамейкой.

(Состояние на июнь 2019г: натоптанная тропа проходит верхом, над правым берегом, движение по руслу не требуется. К скальным выходам SK2 можно сходить радиально, спустившись по небольшому овражку).

19.9-20.35км (SK3-X21). БЖ: тропа поднимается из ущелья Бунчихи и по чистому липовому лесу выходит на старую дорогу Песочня – Возрождение. ЖБ: спуск в ущелье Бунчихи.

20.35-21.45км (SK3-VOZROZHD). Тропа по старой дороге Песочня – Возрождение. На самом деле там несколько параллельных вариантов этой дороги и тропа переходит с одного на другой.

21.45км (VOZROZHD). Пересечение шоссе Малино – Ступино по пешеходному переходу, автобусная остановка Возрождение. Отсюда можно уехать на автобусе в Ступино.

21.45-21.95км (VOZROZHD-X22). Асфальтовая дорога в снт Машиностроитель-4. БЖ: с нее надо свернуть налево в точке X22, почти сразу после входа в лес.

21.95км-22.35км. Хорошая тропа в чистом липовом лесу, по бровке оврага. В точке RODN3 (22.35км) – оборудованный родник БЖ справа/ЖБ слева от тропы.

22.35-23.3км. Грунтовая дорога. Ближе к выходу из леса (22.8км) перекопана траншеей, через которую переброшен пешеходный мостик. По полю дорога идет вдоль забора детского оздоровительного лагеря им. Юрия Гагарина с новыми яркими корпусами.

23.3-23.9км (X23-X24). Асфальтовое шоссе. В районе точки X23 большая площадь перед воротами ДОЛ им. Ю.Гагарина. ЖБ: надо с этой площади уходить за шлагбаум, на грунтовую дорогу.

23.9-25км (X24-X25). Грунтовая дорога по зарастающему полю и границе коренного леса. БЖ: сворачивать с шоссе налево в точке X24, через примерно 100 метров после пересечения с газопроводом.

25-25.15км. Пропашка по ЮЗ и ЮВ краям вырубки. БЖ: важно в точек X25 не уйти в лес по дороге, а продолжать двигаться по краю вырубки.

25.2-29.65км. Лесная дорога, переходящая в длинную и прямую просеку до самого Жилева. Просека может показаться скучной, но на самом деле лес вокруг разнообразный. Просека относительно чистая, хотя на ней встречаются отдельные бревна, лежащие поперек, и нагнувшийся орешник. Но есть и чистый лес, в котором просека выглядит, как парковая аллея, и красивые заболоченные поляны.

27.9км. Просека делает небольшую дугу, обходя геодезический триангуляционный пункт.

29.65-30.45км. Широкая просека, по которой идет малая ЛЭП.

30.45км(X26)-30.75км. Асфальтовая дорога – улица пос. Жилево.

30.75-30.9км. Тропа к пешеходному мосту через ж/д пути и сам мост. Маркировка БЖ заканчивается/ЖБ начинается в прямой видимости от восточного конца моста.

30.9км. Станция Жилево. БЖ конец/ЖБ начало маршрута. Касса и магазины на западной стороне ж/д путей.

Расписания элетричек и автобусов

Расписания в тексте даны на лето 2017г. Со временем они могут измениться. Актуальные расписания можно найти по приведенным ниже ссылкам на сайт Яндекс-расписания.

Электрички Москва Павелецкая – Белопесоцкий.

Электрички Белопесоцкий – Москва Павелецкая.

Автобусы Среднее (пл. Белопесоцкий) – Городище: ~1 раз в час.

Автобусы Городище – Среднее (пл. Белопесоцкий): ~1 раз в час.

Автобусы Ступино (СМК, 1км от вокзала) – Старое: 5:10(кроме вс), 7:05, 9:50, 11:25, 14:50, 16:30, 19:35.

Автобусы Старое – Ступино (СМК, 1км от вокзала): 5:45 (кроме вс), 7:40, 10:33, 12:03, 15:31, 17:11, 20:16.

Автобусы Ступино (СМК, 1км от вокзала) – Возрождение: 1-2 раза в час.

Автобусы Возрождение – Ступино (СМК, 1км от вокзала): 1-2 раза в час.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *