Типы двигателей, устанавливаемых на мотоциклы

Перед рассмотрением характеристик моторных масел, подходящих для мототехники, будет правильнее и логичнее разобраться в типах мотоциклетных двигателей. Ведь именно этот фактор является определяющим при выборе смазки.

Двухтактные двигатели со сцеплением, работающим в масляной ванне

Такая компоновка мотора характерна для большинства мототехники из постсоветского пространства. В качестве примера можно назвать такие марки, как ИЖ, Днепр, Ява, Минск и др.

Из зарубежных представителей двухтактными моторами оснащались некоторые кроссовики, мопеды, скутеры, а также другие мотоциклы небольшой кубатуры. В их двигателях применена разделенная система смазки. Детали цилиндропоршневой группы смазываются за счет масла, которое предварительно добавляется в бензин.

Смазочный материал растворяется в топливе и попадет через впускные окна в цилиндр вместе с топливно-воздушной смесью. Палец поршня с шатуном соединяется игольчатым подшипником качения так же, как и шатун с шейкой коленчатого вала. Смазка в этих узлах заложена при сборке. Коробка передач и сцепление смазываются трансмиссионным маслом.

Четырехтактные двигатели с так называемым сухим сцеплением

Компоновка этих моторов максимально приближена к ДВС, которые установлены на большинстве автомобилей. Главное отличие заключается в единой системе смазки для двигателя и коробки передач.

В остальном на мотоциклетных моторах такой конструкции все ключевые элементы аналогичны автомобильным ДВС. Имеется масляный насос, фильтр, магистрали и датчик давления. Коробка передач смазывается разбрызгиванием из общей с двигателем ванной.

Четырехтактные двигатели, в которых сцепление омывается маслом

Здесь все выполнено по той же схеме, что и в предыдущем варианте, только система смазки распространяется и на сцепление.


Тип двигателя оказывает наибольшее влияние на выбор смазки. Только потом следуют такие факторы, как объем мотора, степень сжатия, мощность, максимальная частота вращения коленвала и прочие параметры.

Распространенные мифы

Даже среди опытных мотолюбителей ходят нелепые байки касательно моторных масел для мотоциклов. Развеем некоторые из них.

  • Масло в моторе при ускорении мотоцикла скапливается на задней стенке и не работает, как надо, поэтому надо заливать более густое. Автор этого перла, видимо, слабо представляет, что творится в двигателе при достижении хотя бы 5 тысяч об/мин. Противовесы коленвала и шестерни КПП разбрасывают масло с такой интенсивностью, и внутри двигателя создается такая неистовая масляная метель, что о прижатии смазки к задней стенке картера не может быть и речи.
  • Если залили не то масло – сдавайте двигатель на металлолом и подыскивайте новый. Очень маловероятно, что использование неподходящего масла для мотоцикла, даже в течение некоторого времени, уничтожит мотор. Нанесет некоторый ущерб – да. Убить двигатель, скорее, может систематическое доведение оборотов до отсечки, его перегрев, несвоевременное ТО, а также поддельное масло с катастрофически низкими свойствами. Конечно, если дойти до того, что залить в 4-тактный мотор двухтактное масло – ждите плохих новостей. Но если вы залили вместо 10W40 хороший мотоциклетный аналог с вязкостью 5W30 – ничего критичного не случится.
  • Четырехтактный четырехцилиндровый ДВС такой же, как и на автомобиле, и можно смело лить масла для авто. Это не так. Разница есть, и она принципиальная. Конструкция КПП и сцепления на мототехнике сильно отличается от авто. Поэтому систематически применять стандартные автомобильные смазочные материалы для мототехники нельзя.

Рекомендации по выбору масла для мотоцикла

Если владелец мотоцикла изначально не поинтересовался, какое масло в двигатель требуется для замены, то есть несколько алгоритмов, гарантированно позволяющих избежать ошибок.

Банально, но первоочередной источник находится в инструкции по эксплуатации. Если нет бумажного варианта и негде его купить, то сегодня многие модели руководств по эксплуатации и ремонту есть в свободном доступе в интернете.

Узнав, какое мотоциклетное масло подходит вам, запоминаем его основные свойства. Если указан класс по SAE, то здесь основными параметрами будут вязкость и наличие присадок. Если известен класс по API, смотрим индекс и находим его расшифровку в любом надежном источнике. Отечественные моторные масла имеют свою классификацию.

Также есть таблицы, позволяющие примерно перевести индекс одной классификации моторных масел в другую. Но в условиях насыщенности современного рынка лучше приобретать конкретно ту смазку, которая предусмотрена заводом-изготовителем, и не заниматься переводом.

Требования к смазке у отечественной мототехники существенно ниже. Здесь есть несколько подходящим масел, например, М8 или М10, которые используются в зависимости от климатических условий. Но сегодня повсеместно применяются зарубежные аналоги.

По характеристикам, обозначенным в руководстве, подбираем масло, которое можно использовать для мотоцикла, приобретаем и меняем его в соответствии с регламентированными сроками.

Можно ли лить в мотоцикл автомобильное масло

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно знать: о каком типе двигателя идет речь и что явилось причиной подобной надобности. В общем случае в мотоциклетный двигатель вне зависимости от его устройства не рекомендуется лить стандартное моторное масло для автомобилей.

Заливать в бензобак двухтактного мотоцикла обычное автомобильное масло можно разово только при отсутствии возможности приобрести специальное. В ситуации, когда не ехать не вариант, и выбор стоит такой: или ничего, или автомобильное масло – лучше залить то, что есть. При разовом использовании максимальный вред будет выражен в загрязненных свечах зажигания и немного большем, чем при обычной эксплуатации, износе поршневой.

Использовать автомобильные смазки для двигателей с мокрым сцеплением нельзя. Это может привести к выходу из строя дисков сцепления. Диски, из-за наличия эффективных антифрикционных присадок в автомобильных смазках, попросту могут начать проскальзывать. И куда-либо уехать с «буксующим» сцеплением вряд ли получится.

Однако в моторы, которые оснащены сухим сцеплением, можно разово и не на весь предусмотренный регламентом срок эксплуатации между ТО залить автомобильное моторное масло с вязкостью не более 10W40. При этом не рекомендуется давать большие нагрузки.

Дело в том, что этот тип двигателя максимально близок по своей конструкции к стандартному автомобильному ДВС. И присадки не сильно отличаются от тех, что используются в моторных маслах для мотоциклов.

Но длительная эксплуатация на смазке для авто недопустима, так как режим работы коробки передач нарушается ввиду отсутствия нужных противозадирных присадок для зубчатых передач. Также при своей деградации автомобильное моторное масло может сильно затруднить проход через фильтр и вызвать масляное голодание деталей ДВС, смазывающихся из магистралей под давлением.

И, пожалуй, самая важная рекомендация: меняйте масло в мотоцикле вовремя. Лучше пусть оно будет не совсем тех свойств, что требовалось, чем превратится в картере в бесполезную серую массу, уничтожающую ваш мотор.

Видео тесть моторных масел — выбираем лучшее

Требования, предъявляемые к мотоциклетным маслам

Устройство мотоцикла.

В первую очередь мотоциклы часто двигаются с гораздо более высокой скоростью, чем автомобили. При этом частота вращения коленчатого вала и удельная литровая мощность в мотоцикле выше.

А это, в свою очередь, приводит к повышенному риску разрушения масляной пленки на трущихся поверхностях, что способствует возникновению сухого трения, повышенного износа и разрушения деталей мотора.

Во вторую очередь, львиная часть мотоциклов оснащается так называемым «мокрым» сцеплением. Такое сцепление находится в масляной ванне и смазывается той же смазкой, что и двигатель.

При использовании обыкновенного масла сцепление начинает часто проскальзывать, поэтому для таких конструкций производители начали выпускать модификации своей продукции, отличающиеся повышенным коэффициентом сцепления.

Кроме перечисленного, в мотоциклетные смазочные материалы добавляют специальные присадки, улучшающие стойкость масляной пленки, стойкость к разрушению при высоких температурах, улучшающие теплопроводность, антикоррозионные свойства, снижающие пенность.

Показатель устойчивости к повышенным температурам очень важен для мотоциклов с воздушным охлаждением — в таких двигателях масло работает в условиях высоких тепловых нагрузок.

Классификация масла по вязкости.

До 90-х годов мотомасла были редкостью и все четырехтактные мотоциклы ездили на автомобильных. Поэтому в баки многих мотоциклов можно смело лить масло, предназначенное для машин. Современные мотоциклетные масла изготавливаются на основе автомобильных. Разница в автомобильных и мотоциклетных продуктах — в наличии или отсутствии всяких присадок и компонентов.

Более того, результат проведенного журналом «Sport Rider» в 1996 году эксперимента по использованию автомасла в мотоцикле доказывает применимость автомобильных сортов в мототехнике. Суть этого эксперимента: в мотоцикл Honda CBR900 заливалось автомобильное масло Castrol, рекомендованное производителем. Сроки замены масла и фильтра соблюдались безукоризненно. Через 100000 и 200000 миль двигатель подвергали испытаниям на динамометрическом стенде. Мощностные и тяговые характеристики несильно отличались от контрольного образца, имевшего пробег 6700 миль.

В результате было доказано, что использование автомобильных масел не влечет за собой негативных последствий для мотоцикла.

Выбор масла для мотоцикла

Классификация масла по API.

Автомобильные масла классифицируются по американской спецификации SAE. Маркировка выглядит как SAE 10W40, SAE 10-50, SAE 40, SAE 50 и другие. Зимние сорта имеют в маркировке букву W. Во всесезонных сортах буква заменяется дефисом или знаком дроби. Летние сорта обозначаются только одной цифрой. Первая цифра в обозначениях зимних и всесезонных сортов указывает на вязкость масла в холодном состоянии. Вторая цифра — вязкость масла в состоянии, прогретом до рабочей температуры. Летние сорта имеют только второе обозначение.

Так как большинство мотоциклов эксплуатируется только в теплую погоду, имеет смысл покупать летнее или всесезонное масло. Для средних широт России достаточно продукта с вязкостью SAE 30 или SAE 40. Для южных регионов, для моторов с большим пробегом и двигателей с воздушным охлаждением требуется класс вязкости SAE 50 или SAE 60.

При выборе марки автомобильного масла также следует обращать внимание на спецификацию качества по API. Всего предусмотрено 12 классов: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN. Буква S указывает на принадлежность продукта к бензиновым двигателям. Масла с индексами от SA до SE давно не выпускаются и считаются устаревшими. Индекс SH подходит для техники, выпущенной после 1990 года. Индекс SJ — для техники от 1996 года, SM — для двигателей после 2000 года выпуска, SN — для моторов, выпущенных после 2006 года.

При выборе между минеральным, полусинтетическим или синтетическим сортом в большинстве случаев рекомендуется лить полусинтетику. Минеральное масло допустимо использовать только в старых мотоциклах. В новых моторах минеральный продукт допустим при условии строгого соблюдения интервалов замены масла. Полусинтетика дороже минерального, но имеет более высокие эксплуатационные свойства и химическую стабильность, что немаловажно для долговечности мотора. Синтетические сорта стоят дорого, поэтому рекомендуются для применения в дорогих мотоциклах, в спортивных и гоночных моделях, чьи двигатели предъявляют повышенные требования к свойствам смазочных материалов. Обратите внимание: минеральные, полусинтетические и синтетические сорта масел смешивать между собой недопустимо.

Следует помнить, что все автомобили имеют четырехтактные двигатели, а среди мотоциклов встречаются и двухтактные. Продукция для двухтактных и четырехтактных двигателей сильно различается между собой, поэтому никакое из автомобильных масел нельзя заливать в двухтактный мотоцикл.

Также не рекомендуется смешивать смазочные материалы разных классов вязкости и спецификаций качества, разных производителей. Единственным исключением из этого правила может стать лишь аварийная поломка, в результате которой из двигателя вытекло значительное количество масла. В этом случае езда на смеси разных масел будет значительно меньшим злом, чем езда с недостаточным уровнем масла. Другими словами, в экстренных случаях лучше заливать даже тракторное масло, чем ехать без него.

Подбираем правильное масло для мотоцикла.

Моторное масло – важный компонент, обеспечивающий правильную работу «сердца» вашего мотоцикла. Качественное и правильно подобранное мотомасло защищает двигатель от износа и коррозии, поддерживает стабильное давление, уменьшает контактное трение в узлах трансмиссии и обеспечивает долгую жизнь коробке переключения передач.
Для каждого мотоцикла в сервисном мануале или в инструкции по эксплуатации производитель указывает свои рекомендации по типу и вязкости масла и интервалам замены, а также необходимый для замены объем. Однако производители масел могут давать на конкретную модель иные рекомендации, связывая это с особенностями состава своего масла и классом используемых присадок.

Какие виды масел бывают?

Мото масло для 4-тактных двигателей

Моторные масла могут различаться по своей основе. Самое простое масло — минеральное, которое представляет собой очищенный нефтепродукт с низким процентом синтетических добавок (обычно до 20%). Качественное минеральное масло должно производиться из хороших нефтепродуктов и обладать высокой степенью очистки. Чем более чистая база используется и чем более эффективные присадки — тем масло дороже. Обычно эти масла рекомендуются для мотоциклов с сухим сцеплением, а также для V-образных двигателей и трансмиссий, например масло для Harley-Davidson V-Twin 4T 20W-50 Repsol.
Полусинтетические масла представляют собой минеральные масла с высокой долей синтетических компонентов — 30-50%. Синтезированные компоненты позволяют моторному маслу более стабильно вести себя при перепадах температур, эффективно бороться с отложениями в двигателе, уменьшает липкость и вязкость движущих металлических деталей при холодном пуске двигателя, не теряет вязкость при высоких температурах. Полусинтетика рекомендуется для большинства низкокуботурнух дорожных мотоциклов, а также для старых движков, когда увеличивается угар синтетического масла, хорошо работает для более ранних моделей мототехники. Полусинтетическое смазочное средство — среднее между минеральным и синтетическим маслом с точки зрения производительности, цены, качества и долговечности.

Синтетическим маслом обычно называется моторное масло с долей синтетических компонентов свыше 40-50%. Однако жестких стандартов нет, поэтому у разных производителей доля компонентов, полученных путём органического синтеза, в синтетическом масле может сильно колебаться. Цена обычно зависит от процентного соотношения минеральной базы и синтезированных компонентов, а также дорогих эстеровых присадок.
Например, Motul производит 3 вида синтетических моторных масел для дорожных мотоциклов:
5100 4T 10W-40 Motul — полусинтетическое масло, подойдет для CB400, GSF650, FZ6;
7100 4T 10W-40 Motul — синтетическое масло, оптимально для спортивных мотоциклов;
300V 4T 10W-40 Motul — премиальное синтетическое масло, рекомендуется для использования на треке.
Аналогичная раскладка мотомасел Repsol для городской эксплуатации:
Sport 4T 10W-40 Repsol — полусинтетическое масло, подойдет для Honda Shadow;
Sintetico 4T 10W-40 Repsol — синтетическое масло, подойдет для большинства мотоциклов;
Racing 4T 10W-40 Repsol — премиальное синтетическое масло, рекомендуется для мотоциклов CBR600RR, CBR1000RR, VFR800F.

Мото масло для 2-тактных двигателей

2T двигатели чаще встречаются на скутерах и «кузнечких» — легких кроссовых мотоциклах. Обычно используются как готовые масла (например i-Ride Scooter 2T Eni), так и смесь масла с бензином. Для смешивания используется минеральное масло для двухтактных двигателей (Mix 2T Eni), пропорцию обычно указывает производитель в мануале. Если у вас нет мануала, то рекомендуется пропорция 1/40, а во время обкатки лучше ее увеличить до 1/50.
Для участия в мотосоревнованиях рекомендуется использовать синтетическое масло, адаптированное под нужды 2тактного мотора:
800 2T Factory Line Off Road Motul — для мотокросса
800 2T Factory Line Road Racing Motul — для легких гоночных мотоциклов, как Aprili RS4
Для моторных масел, используемых в двухтактных мотоциклетных двигателях, введён стандарт JASO M 345, в котором учтены специфические требования, предъявляемые к таким маслам, в частности — нормируется склонность к нагарообразованию и дымность при сгорании (смазочное масло, добавляемое в топливо, выполнив свою работу, сгорает в камере сгорания вместе с ним).

Можно ли использовать автомобильное масло?

В 1998 году Японская организация по стандартам в области автомобилестроения JASO выпустила стандарт JASO T 903, который используется для масел, предназначенных для четырёхтактных двигателей мотоциклов. По стандарту JASO могут выпускаться моторные масла, аналогичные по своим качествам маслам современных категорий API, но при этом прошедшие испытания на трение в узле «мокрого» сцепления по методике JASO T 904 и гарантированно пригодные для использования в четырёхтактных двигателях мотоциклов. Текущая версия стандарта, JASO T 903:2006, принята в 2006 году.
Масло, не прошедшее сертификацию JASO, не гарантирует адекватные эксплуатационные характеристики для применения в мотоциклах с «мокрым» многодисковым сцеплением, работающем в масляной ванне.
Кроме того, автомобильное масло может быть рассчитано на другие рабочие температуры, а, не обладая полными знаниями о свойстве и качестве его компонентов, невозможно судить о его пригодности для работы в двигателе мотоцикла.

Масла для коробки передач мотоцикла

Трансмиссонное масло используются в мотоциклах с раздельной системой смазки двигателя и коробки передач, а также в мотоциклах с карданной передачей.
Мотоциклы с сухим сцеплением и карданной передачей обычно используют гипоидное масло SAE 80W-90 (или близкой вязкости) — минеральное или синтетическое масло с противозадирными и прочими многофункциональных присадками для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях. Трансмиссионное масло для коробок передач и дифференциалов мотоциклов предназначено для сверхвысоких нагрузок, возникающих при передаче усилия с приводного вала. Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Такое масло должно соответствовать стандартам API GL-4 и API GL-5. Популярные масла данного типа:
— Минеральное трансмиссионное масло Motul Gearbox 80W-90
— Синтетическое трансмиссионное масло для спортивных мотоциклов Motul Gear 300 75W-90
Для скутеров с четырех и двухтактными двигателями используется трансмиссионное масло API GL-4 Motul Scooter Gear 80W-90.
Трансмиссионное масло для коробок переключения передач, оснащенных сцеплением в масляной ванне, обычно должно соответствовать SAE 10W-40 или SAE 90. Масло в данном случае помогает дискам не перегреваться и прокручиваться плавнее, защищает их от сгорания и увеличивает срок службы сцепления. Во многих трансмиссионных маслах есть специальные присадки с повышенными противоизносными свойствами, которые помогают удерживать масляную пленку на деталях сцепления, несмотря на очень высокие температуры, и улучшают работу КПП, обеспечивая плавное переключение передач. Популярное масло для КПП эндуро и внедорожных мотоциклов — Motul Transoil Expert 10W-40.
Чтобы сцепление работало без сбоев, не забывайте регулярно менять масло (как того требует производитель) и следить за его уровнем. (см. статью «Сцепление»)

Вязкость и классификация мотомасла

В России самой известной из всех существующих классификаций стало американское обозначение вязкости SAE (Society of Automotive Engineers). Для мотоциклов используются всесезонные масла с специальными присадками, благодаря чему масло остается достаточно жидким и обеспечивает запуск двигателя даже при низкой температуре. Помимо этого присадки защищают детали во время работы, когда температура в моторе поднимается очень высоко. Обозначаются они цифрами и буквой W (SAE 10W40, 10W60).
Цифра перед буквой W показывает минимальную температуру допустимую для масла, после — максимальную. Если придерживаться этих температур, масло будет сохранять вязкость и консистенцию и прекрасно выполнять свою работу.
Для спортивных мотоциклов и тех, кто любит выкатывать свой байк как только температура поднялась чуть выше нуля, подойдет синтетическое моторное масло класса 5W-40, 10W-30, 10W-40. Оно имеет низкую вязкость и обеспечивает хорошую смазку деталей двигателя в холодную погоду. Однако такое масло может вызвать повышенный износ деталей в жару или при агрессивной эксплуатации, например на треке.

Для тяжелых и спортивных мотоциклов подойдет более вязкое масло типов 10W-50, 10W-60, 15W-50, 20W-50. Плотная масляная плёнка поможет защитить детали двигателя и сцепления от сильного износа.
Наиболее универсальное и применимое практически для всех четырехтактных мотоциклов масло — SAE 10W40.

В мире существует несколько классификаций масла: японская, американская и европейская.
Японский стандарт JASO (Japan Automotive Standard Organization):

  • буква «М» в классификации по JASO обозначает масло для 4-х тактных двигателей,
  • «А» и «А2» — подходит к «мокрому» сцеплению,
  • «МВ» — для «сухого» сцепления.

Американская классификация API (American Petroleum Institute):
API SM — Моторные масла для бензиновых двигателей с 2004 года выпуска. По сравнению с классом API SL, моторные масла, соответствующие требованиям API SM, должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC.
API SL — Моторные масла для бензиновых двигателей с 2000 года выпуска, применяются в многоклапанных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.
API SJ — Моторные масла для бензиновых двигателей с 1996 года выпуска, предназначены для использования в бензиновых моторах, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Масла попадают под сертификацию по категории энергосбережения API SJ/EC.
API SH — Моторные масла для бензиновых двигателей с 1993 года выпуска. Также есть иные, устаревшие классы.
Европейская классификация делит масла на классы А1, А2 (для новых мотоциклов). А3 (для подержаных), А4, А5 (для ретромотоциклов) и классов В и С для редких дизельных мотоциклов. Является устаревшей и в данный момент не используется.
Как правильно поменять масло в мотоцикле
Некоторые компании, как например Eni, выпускают промывочные масла (Eni Flushing). Они предназначены для очищения двигателя от старого масла. Обычно промывающее средство используют после сервисного обслуживания мотора или при переходе на другое масло, так как смешивать «смазки» различных производителей не рекомендуется, они могут добавлять в свою продукцию совершенно разные присадки, которые начнут конфликтовать при смешивании. В случае, когда владелец б/у мотоцикла не знает, какое масло в него заливал предыдущий хозяин, промывка тоже пригодится.
Как улучшить качество масла в двигателе
Даже, если вы купите качественное масло, это не полностью убережёт вас от поломки двигателя. Ведь у каждого масла свой срок службы. Чтобы продлить ресурс мотора, стоит проводить замену «смазки». Время замены мото-масла может сильно варьироваться от модели мотоцикла, в большинстве случаев масло требуется менять не реже раза в 6000-12000км или раз в год. Всегда нужно следовать указаниям производителя: возможно, что масло в вашем мотоцикле нужно менять каждые 2000 км, а может, каждые 5 моточасов в спортивных целях. Чтобы мотор работал как часы, нужно следить за состоянием фильтров и насоса, поскольку они отвечают за нормальную циркуляцию масла внутри двигателя и коробки передач. Не забывайте время от времени проверять уровень масла в вашем двигателе. Только при соблюдении всех правил и приобретении качественного масла байк прослужит долгие годы

Какое моторное масло подойдет для вашего мотоцикла?

Для правильного подбора мотомасла рекомендуем обратиться к справочнику производителя или к нашим консультантам. Мы поможем подобрать оптимальное масло для мототехники с учетом условий эксплуатации.
В каталогах крупнейших производтелей мотомасел, таких как Motul, Repsol или Eni-Agip, представлен широкий ассортимент различных типов масел для 4 и 2-тактных двигателей, для внедорожного, городского и спортивного вождения. Купить оригинальное моторное масло для мотоцикла можно, оформив заказ на сайте Moto-stock.ru или приехав в наш мотомагазин на Планерной.
Мото-сток — сертифицированный центр продаж моторных масел Repsol, Motul, Eni, Bel-Ray. Покупая масла у нас, Вы можете быть уверены, что приобретаете оригинальное моторное масло. Мы следим за свежестью масла на нашем складе, постоянно обновляя запасы, что особенно важно для премиальных синтетических масел с эстеровыми компонентами.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *