Когда в Уфе возродится спидвей?

13 июля 1998 года на уфимском стадионе «Труд», от которого ныне не осталось и следа, состоялся матч открытого командного чемпионата России по спидвею, в котором местная «Башкирия» — первый чемпион новой России, а ранее — 10-кратный чемпион Советского Союза и первый обладатель Кубка СССР — уверенно победила команду «Локомотив» из маленького латвийского города Даугавпилса — 47:26.

Для «Локомотива» это поражение не стало трагедией. Через несколько лет Даугавпилс получил право на проведение этапов чемпионата мира. И очередной этап серии «Спидвей Гран-при», в которой лидирует салаватец Эмиль Сайфутдинов, состоится в предстоящую субботу как раз в этом городе.

В Уфе же это соревнование по спидвею оказалось последним. Пока на 15 лет. Непонятно куда исчезла, а выражаясь по-военному, без вести пропала самая именитая команда башкирского спорта и башкирского спидвея. Без вести пропал и сам спидвей.

Уже выросло целое поколение, которое не знает не только о том значении, которое полвека назад имел этот вид спорта для республики, но и о том, что собственно это такое. Уже ушло не одно поколение знавших, что это такое. Уже осталось в живых всего два гонщика из первого чемпионского состава «Башкирии». А спортивные журналисты смело называют спидвеем мотогонки на льду, не догадываясь, что это как раз зимняя разновидность трековых гонок называется полуофициально ледовым спидвеем. В официальной же терминологии Минспорта России спидвей, как и полвека назад, именуется мотогонками по гаревой дорожке. Хотя, наверное, уже ни одной гаревой дорожки в стране давно нет, а последней, по которой проводились соревнования по спидвею, была как раз уфимская.

Однако пора уже объяснить, почему столь долгое отсутствие в Уфе именно спидвея выглядит по меньшей мере парадоксальным.

В 1958 году в Москве, на Центральном стадионе имени В.И.Ленина состоялись первые мотогонки по гаревой дорожке (или первые соревнования по спидвею в СССР). 10 июня и первый заезд, и финальный выиграл уфимец Борис Самородов — будущая легенда советского мотоспорта, первый, кого назвали за рубежом «русская ракета». Человек, которому сейчас 81 год, который живет неподалеку от места, где одержал немало ярких побед и на гари, и на льду, который боролся за возрождение мотогонок на льду (и добился успеха), но который уже почти не верит, что когда-нибудь в Уфе снова появится спидвей.

Дальнейшая история выглядит так. Руководство Башкирского обкома КПСС (первый секретарь — Зия Нуриев), несмотря на то, что спидвей практически никому неизвестен в нашей необъятной стране, издает распоряжение о реконструкции стадиона «Динамо». И оно немедленно исполняется. Еще зимой 1958-59 годов наращиваются трибуны, по разным данным, вместимость их достигает от восьми до 10 тысяч человек. Зимой проводятся международные гонки на льду СССР — Чехословакия, а уже 22 июня 1959 года — первые соревнования по спидвею в Уфе. В сентябре 1959 года — уже не в Москве, а в Уфе проходит первый чемпионат СССР по спидвею. Алый свитер чемпиона надевают на Фарита Шайнурова, на вторую ступень пьедестала поднимается Игорь Плеханов, впоследствии — двукратный вице-чемпион мира, пятикратный чемпион СССР. Оба уфимцы. Зрители, до отказа заполнившие трибуны стадиона, ликуют, несут героев на руках, республиканские газеты дают репортажи на целую полосу.

Начинается спидвейный бум, который стремительно распространяется не только по Башкирии, но и по всему Союзу. Уфа становится общепризнанной колыбелью трековых мотогонок. В центральных СМИ ее называют столицей советского мотоспорта. Череда соревнований с участием зарубежных гонщиков, уже на стадионе «Труд» стройтреста №3, которым руководит легендарный Балабан. Вся Башкирия, если уж не следит с волнением за выступлениями своих земляков, то знает их фамилии…

Соревнования проходят по замкнутому циклу: зимой — лед, с весны до осени — гарь, то есть спидвей. Выступают в обоих видах почти одни и те же гонщики. Зрители уже устают от гонок, но все равно заполняют трибуны. В Уфе с 1963 года регулярно проводятся этапы чемпионатов мира. 40 лет назад — на стадионе «Труд» — впервые в истории башкирского спорта. В мае — отборочное соревнование личного чемпионата мира, в августе — командного. Супераншлаг — каждый день по 20 тысяч зрителей. Тут уж современные трибуны давно бы развалились, а деревянные — выдержали.

О победах уфимских гонщиков можно и нужно написать толстую книгу, как Библия. Но сейчас, однозначно, не время. Ограничимся лишь констатацией факта: ни один город СССР, а теперь — России, в котором культивировался спидвей, до сих пор не опередил Уфу по количеству и качеству завоеванных в этой дисциплине мотоспорта наград. Причем, почти исключительно доморощенными гонщиками.

Спидвей со своим младшим ледовым братом стал визитной карточкой республики. Если прославившие Башкирию нефть и мед были дарованы ей природой, то достижения в спидвее — дело рук и сердец человеческих. Башкирия впервые смогла заявить — мы лучшие в спорте смелых, и навязать свой выбор всей стране.

Соревнования по спидвею стали показывать по Центральному ТВ, самый лучший гаревик страны Игорь Плеханов участвовал в транслируемых на всю страну тиражах розыгрышей «Спортлото», Габдрахмана Кадырова принимали в Кремле вместе с олимпийскими чемпионами.

Жизнь — штука полосатая. У башкирского спидвея черных полос тоже было предостаточно. Но то, что в самый трудный период именно уфимская «Башкирия» стала первым чемпионом России (20 лет назад), говорит, что это не самый плохой был период, не черная полоса, и до старости было далеко, а до кончины — и подавно.

В 2010 году повеял свежий ветерок, и группа ветеранов команды «Башкирия» обратилась к новому руководству республики с просьбой возродить спидвей в его бывшей всесоюзной столице и колыбели. Ближе к концу года состоялась встреча главы республики Рустэма Хамитова со специально прибывшим в Уфу президентом Мотофедерации России Александром Лункиным, после которой мотопрезидент радостно сообщил прессе об амбициозных планах сделать столицу Башкирии Меккой мирового спидвея.

Прошли 2011 и 2012 годы. Родились на свет эскизные проекты мотодрома европейского уровня по образу и подобию тольяттинского.

Весной оживают надежды, и 2013 год не стал исключением. Обнадеживают слова министра молодежной политики и спорта РБ Андрея Иванюты:

— Учитывая анализ данных по реконструкции стадиона «Строитель», принято решение, которое позволит в самый короткий срок возродить спидвей в Уфе. На арене стадиона «Строитель» будет оборудована гаревая дорожка с бортами и электрическим освещением, соответствующие требованиям Международной мотоциклетной федерации и Мотоциклетной федерации России. Это позволит проводить соревнования по спидвею и мотогонкам на льду не только по выходным дням, но также и в будни, и в вечернее время, что особенно важно в осенне-зимний период.

Мотоциклетной федерацией Республики Башкортостан запланировано проведение соревнований — Кубок Республики и Мемориал заслуженного мастера спорта СССР Игоря Александровича Плеханова по спидвею».

Итак, на мотодром европейского уровня пока не претендуем. Понимаем — с финансами туго. Но хотя бы для начала просто гаревую дорожку — уже хорошо. Да еще в самый короткий срок! Остается лишь немного потерпеть…

И цена вопроса — всего-то около 10 миллионов рублей — на дорожку, ограждение и надувные борта. Увы. Как у Крылова «воз и ныне там», хотя у баснописца его тащили в разные стороны. А в нашем случае к возу никто и не подходит.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *