НА 110-Й КИЛОМЕТР

Уважаемые владельцы абонементов в читальный зал журнала «Мотоэксперт», вашему вниманию предлагается отчёт о широко известном в узких кругах маршруте под названием «110-й км, или Вокруг Байкала за 10 дней».

Спустя ровно полтора года после преодоления этого маршрута, вооружившись ноутбуком, находясь в восьми часовых поясах от места действия и, можно сказать, без согласования с остальными участниками мотопробега я приступаю к повествованию.
Итак, весной 2013 года у шестерых человек почти одновременно возникло желание совершить, возможно, самое увлекательное путешествие в своей жизни – проехать вокруг Байкала на мотоциклах. Объединила их общая цель и сайт «Джебел-клаб». И вот эти участники: Роман, Александр, Александр и Павел – все из Северобайкальска, Игорь – г. Усть-Кут, и ваш покорный слуга – Кирилл – г. Москва.

Четверо из нас владели мотоциклами задолго до появления мысли об этой поездке, а двое стали счастливыми обладателями своих мотоциклов непосредственно перед поездкой. Состав мотопарада: один Suzuki DRZ400, три Suzuki Djebel и ещё по одному Suzuki DR250 и Honda Baja 250. Хорошая компания!
Для тех, кто не попадает в узкий круг знакомых с этой трассой, могу привести несколько фактов. Расстояние – 2300 км, из которых 50 % асфальт, 40 % грунтовка разного качества и 10 % непроходимых камней, бродов, русел рек, трясины, что по-русски громко называется бездорожьем. Собственно, ради крайних 10 % и была затеяна данная поездка. Я не буду много писать про 50 + 40 % маршрута, хотя и они сами по себе уже представляют неподдельный интерес, это красивейшие места Прибайкалья, которые доступны для туризма почти на любых авто- и мототранспортных средствах. Так что остановимся на 10 %. Итак…

Мы выбрали вариант по часовой стрелке, встреча участников концессии была намечена в Северобайкальске. Я базировался на тот момент в Байкальске, поэтому мне потребовалось три дня, чтобы в одиночку преодолеть более половины всего пути до встречи с Игорем, который выехал из Усть-Кута в сторону Северобайкальска. К моменту встречи я уже натерпелся изрядно. Трасса Жигалово – Окунайка – это богом забытые (хотя есть люди, которые считают их богом любимые) места, где нет связи, деревень, магазинов, а есть только Ковыктинское газовое месторождение, ради которого и проложили эту грунтовку длиной около 400 км, и безграничная тайга. На её преодоление ушёл весь день. Этим же поздним вечером прибыли в Северобайкальск, где нас любезно встретил и разместил Роман. Наутро был запланирован старт в неизвестность.

В первый день: пакуемся, узнаём наконец окончательный состав участников поездки и отправляемся в путь. Зарегистрировались в МЧС, отдали дань администрации города на центральной площади и взяли курс на Новый Уоян (180 км). Первые 120 км асфальт, далее грунт хорошего качества. В Новом Уояне находится крайняя заправка перед 110-м. В этот день цель была доехать до озера Иркана рядом с п. Кумора, что мы и сделали. В первый же день начались сюрпризы. У Романа появился стук в двигателе, выяснилось, что это натяжитель цепи. В Новом Уояне пришлось найти сварщика (как это удалось сделать в течение часа – для меня до сих пор загадка) и нарастить натяжитель цепи. У Игоря ни с того ни с сего заглох мотоцикл, погасли все приборы, и аппарат встал мёртвым грузом посреди дороги. Парни оказались не лыком шиты, нашли проблему, задний амортизатор перетёр кабель, идущий к заднему стопаку, из-за чего было короткое замыкание, и машина «теряла сознание». Заизолировали, поехали дальше. Первая ночёвка на озере Иркана, красивейшие места, полное отсутствие людей, связи, заправок и прочих атрибутов цивилизации. Кайф! Наутро должен начаться тот самый 110-й… Трепещу!

Забегая вперёд, во второй день мы проехали всего 22 км – прошли Срамную и остановились уже на Светлой. Это был один из самых тяжёлых дней за последнее время в моей жизни, физическая, эмоциональная и психологическая усталость, я знал, что это сложный маршрут, но не до такой степени. Основная сложность этого дня – камни. Почти вся дорога идёт по камням и по руслу реки Срамная. Это самый тяжёлый участок всего маршрута. Моты приходилось буквально волочить втроём в гору, по колено в бурном потоке горной реки. Количества падений я не могу посчитать, это десятки. То и дело попадались существовавшие когда-то мосты, но теперь от них остались только жалкие следы. Говорят, раньше по этому маршруту можно было проехать на «Ниве».

На третий день проехали около 60 км. Было несколько сложных камней, на которые потратили несколько часов. В этот день миновали легендарный километражный столб «110», в честь которого и назван неофициально этот маршрут. Видно на фото. Это был тоже тяжёлый день, но всё же попроще, чем Срамная, либо мы уже просто были готовы к любым испытаниям после первого дня. В этот день было много луж необъятной глубины, их нужно проезжать аккуратно, так как многие из них глубже ватерлинии «Джебела». Плюс на дне могут быть стволы деревьев, как раз в одной такой луже я и упал, утопив фотоаппарат. К неким имущественным потерям надо быть готовым. Игорь потерял номерной знак, я – примус, и, наверное, это не полный список. Этим вечером подъехали к первой переправе через Баргузин. Ширина реки около 80 м, но глубина и скорость потока не позволяют перенести мотоциклы. Принимаем решение о переправе на плоту. Заранее продумали этот вопрос и взяли с собой 200 м разных верёвок и камеру от «ГАЗ-66». Сделали плот и, как обычно, ночью завершили переправу, на ночь остановились уже на обратном берегу Баргузина. В этот день мы встретили едущий навстречу грузовик «Урал», парень был в шоке, увидев нас. Он ехал в тапочках, а тут парни на мотоциклах по уши в грязи и мокрые по пояс. Если вы не в состоянии переправиться через реку, то «Урал» – это ваше единственное спасение. Они ездят редко, их можно прождать несколько суток, хорошо, что нам не понадобилось.

На четвёртый день осталось ещё около 50–60 км до второго брода через Баргузин. Выехали ближе к обеду, ибо после ночной переправы нельзя было не отметить это событие. Стали попадаться полуразрушенные деревянные мосты, которые нельзя объехать. У меня возникал вопрос, как здесь можно проехать на авто. Но в целом третий день был легче, чем предыдущие, и к вечеру мы подъехали ко второй переправе. Опять вечер, мы принимаем решение переплавляться, встретили работников заповедника, они нам подсказали, как лучше переходить. На наше счастье вода была приемлема для того, чтобы тащить мотоциклы по дну. Переправа шести мото заняла около трёх часов, и в час ночи в полной темноте мы её завершили. На обратном берегу находится курорт с горячими источниками, где мы благополучно сняли домик и остановились на два дня перевести дух, обсудить пережитое и размякнуть в источниках. Неужели мы это сделали?

Итак, чтобы проехать от Северобайкальска до Умхея, нам потребовалось четыре полных дня. Я читал другие отчёты редких мотопутешественников, у которых на это уходило до девяти дней.

Конечно, я опустил некоторые пикантные трудные моменты, были, например, и сливы воды из цилиндров, замена сгоревшего сцепления и десятки падений, и другие поломки. Перечитав свой рассказ, я даже подумал, что со стороны маршрут не кажется таким сложным, но это иллюзия.
Из трудностей, которые могут помешать вам пройти маршрут. Основное – это погода. Если дожди – труба, реки поднимаются моментально, в прямом смысле прямо на глазах.

Второе – легкомыслие. Нельзя недооценивать этот маршрут. Он по-настоящему опасен. Категорически запрещено ехать одному или даже вдвоём. Вам не хватит сил и рук, чтобы преодолеть камни и броды. Мы видели медведей, так что ружья не помешают, у нас было два. И медведей там очень много, судя по следам жизнедеятельности. Психологическая трудность заключается в том, что вы не можете сойти с маршрута. С мотом или без, но вы должны либо вернуться обратно, либо дойти до конца. Нет выхода с маршрута посередине. Третье – бензин. На каждого у нас было по 20–25 литров, хватило впритык. Первая заправка на ответной стороне – п. Алла, получается около 250 км без заправок. И четвёртое – это броды. Два больших брода через реку Баргузин – это испытание, вне зависимости от варианта переправы, который вы выберете. Если на вашу беду прошли дожди, то это препятствие может стать непреодолимым.

В награду за эти трудности вас ждёт невероятная природа, полный отрыв от цивилизации, адреналин, рыбалка. И в итогое в случае успеха кайф от совершённого, эйфория от содеянного и уверенность в своих силах. Хорошая компания – это лучший помощник в такой поездке. Я считаю, что мне очень повезло. С нами были парни, которые отлично разбираются в технике – это необходимо! И второе – с нами был врач. Если вы, друзья мои, читаете этот отчёт – ещё раз всем вам огромное спасибо. Я безмерно рад, что прошёл это испытание именно с вами.

Для тех, кого заинтересовал маршрут, могу сказать, что по слухам, гуляющим в интернете, Правительство Бурятии собирается в течение 10–15 лет проложить капитальную трассу вокруг Байкала, и тогда почитатели эндуро-туризма потеряют эту сказочную трассу. Добро пожаловать в клуб покорителей 110-го на мотоциклах, количество участников в этом клубе пока небольшое. Торопитесь!

История 110го зимника и рабочая версия маршрутной наклейки

Июль 4, 2014 Категория IX Международный Внедорожный фестиваль, Иван «Громозека» Терехов, Личные блоги, новости, Экспедиции

Вот две истории о том, как создавался легендарный маршрут. Будущей зимой эта дорога отпразднует свой 40-летний юбилей!

Зима 1974-1975 года выдалась необычно теплой. В результате дороги по льду Байкала не было, и БАМ оставался без снабжения. Срочно была необходима наземная дорога, соединяющая «материк» и «стройку века». Было предложено 4 проекта, из них был принят один – Баргузинский. Задание по строительству этой дороги было возложено на СМП-572 треста «Востоксибтрансстрой», подключены мехколонны №№ 139, 140, 160, взрывники и основная ударная мощь – Комсомольско–молодежная бригада ИССО под руководством Эдуарда Абнера. Дорога изначально проектировалась как временная, ее задачей было только перебросить грузы до Уояна. 1 февраля 1975 года дорога заработала. Слова участника строительства: «В зиму 1974-75 годов накал работы на трассе превзошел, на мой взгляд, все мыслимые пределы. Работа кипела день и ночь». «Ледовая дорога по Байкалу подвела», – вспоминает главный инженер автобазы СМП-572 Анатолий Данилович Анисимов, – «а наши водители в любую погоду, в любое время суток мчались по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа из Таловки в Уоян…» В день на маршрут выходило до 80 грузовиков. Летели по этому зимнику «Уралы», «Магирусы» и «КамАЗы», перевозя грузы для стройки века. После окончания строительства БАМа дорога стала ненужной. Какое-то время она использовалась как автозимник – болота и мелкие реки замерзают, камни и колеи засыпает снегом. Зимой дорога становилась проходимой даже для некрупных полноприводных автомобилей типа «Нива». Разрушение мостов через Баргузин затруднило движение окончательно. Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами.

Зимник связывает Баргузинскую долину с Новым Уояном, пересекая Баргузинский хребет. От Уояна идет первые 60 км всесезонная дорога, затем переходит в зимник. Проезжаем зимник только для велосипедов и специально подготовленных Уралов, которые некоторые подъемы проходят на жесткой сцепке (очень круто и скользко). Собственно зимник — две накатанные глубокие колеи. Легковая машина не проходит, джип, скорее всего тоже нет. Глубина колеи под высоко сидящий Урал. Идет по перевалам: Срамной, Озерный, Умхейскому, другим. На спуске с Озерного есть зимовье. При спуске в Баргузинскую долину стоит КПП заповедника, через который эта дорога проходит. Соответственно с каждой машины берут штраф. Вообще этот зимник появился во времена строительства БАМа, когда требовалась дорога, для подвоза материалов с юга Бурятии. От того времени стоят руины мостов

Toyota Hilux Surf ›
Бортжурнал ›
Поездка вокруг Байкала через 110 зимник 1 часть

Давно планировал поехать летом в дальнее путешевствие. 7 лет не был в отпуске и вот на конец сраслось. Поехал с командой Енод на 110 зимник. Перед зимником насмотревшись видео на ютубе было решено еще чуть чуть доработать автомобиль. Поставил защиту днища от радиатора до бензобака (опасался камней на Срамной, как оказалось не зря пузом очень часто прикладывался к камням) И вывел сапуны со всех агргатов под капот. 12 июня в 9 утра был дан торжественный старт от памятника Ленину. 7 машин двинулось на покорение зимника 1 машина ушла на день раньше. 5 Уазов Патриотов, 1 Мицубиси Паджеро 4. Буханка и СУРФ

старт

за первый день прошли около 800 км от Красноярска до Братского водохранилища

1 ночевка
Вся группа с буханкой объеденилась на братском водохранилище. И дальше двигались все в месте. К вечеру 3 дня пути увидели Байкал в Северобайкальске было решено остановится и помочить ноги. Как выяснилось вода достаточно теплая и вся дружная команда ринулась купаться.

Уже смеркалось мы прибыли в Новый Уоян на последнюю перед зимником заправку. Заливаем полные баки и канистры. У меня вышло 70 литров в баке 40 литров по канистрам и 60 литров газа в балоне. Хватило с лихвой.

и уже в темноте мы доехали до озера Иркана где нашли отличную беседку на берегу

провели ТО Патриота замена шкворней

и в обед мы выехали на спец участок. Как только начался каменный триал Случилась серьезная поломка у одного из Патриотов завернуло в дугу кардан и как в последствии выяснилось обламало несколько зубьев на главной паре.
первоначально решили выправить и усилить уголком авось прокатит

через сто метров пути кардан снова загнуло.

было решено подняться на ровную площадку и ремонтировать уже более основательно.
казалось бы ситуация без выходная, нокоманда на столько опытная, что сразу же нашли выход из ситуации.

ампутация
не много напилинга и сваринга и получаем новый кардан

Хэндмэйд
После установки кардана выясняется что проблема не только в кардане и дело еще более серьезное

Полный П
Но патриотоводы на столько суровы что возят и главные пары в запасе
замена пары продалжалась до 4 утра

Тем временем пока продалжалась замена узлов. Разведка доложила, что дальше начинается самое интересное. В 6 часов утра без объявления войны приехал урал
с геологами на борту по скольку дорога узкая вокруг деревья и обрыв разъехаться проблемотично как нам показалось. Но водитель урала прошел посмотрел сказал слегка убрать 2 машины и проделал новую дорогу. Подбив при этом и без того поколеченный уаз. Снес зеркало кузовом.

не много придя в себя и поев начали штурмовать срамную

Сурфу из-за длинногозаднего свеса и низко висящего брюха триал давался тяжеловато Патриоты ехали по легче.

Долго ли коротко ли прошли мы первый каменный триал и поехали дальше. По пути на встретился Патриот с Красноярска с мужчиной и женщиной. Они в одну машину отправились на покорение зимника. Не расчитали силы за, что и поплатились. По дороге была лужа ни чем не примечательная с виду но на деле оказалась с глубокой колеёй от урала. Патриот там сел на мосты и по скольку воды было много лебедка быстро посадила аккумулятор. Они выехали на день раньше нас и ночь провели в этой луже. На утро их выдернул урал который нас разбудил с утра. Вода попала ему в двигатель мы дали масло на замену. Пока мы его реанимировали нас догнала пара машин из Казахстана. Они тоже преступили к реанимации утопленика. В конце концов мы его завели, но у него пропала зарядка. У нас были запасные аккумуляторы на одном из них он дальше и поехал. Под конец дня зарядка у него все же заработала.
Вечером мы нашли шикарное место для стоянки которое не однократно видел в отчетах других покорителей зимника.

уровень воды в которой начевал патриот

В этот вечер знатно мы посидели. выпили чаю из самовара который возят с собой казахстанцы за знакомство.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *